Драматургия 1917 – 1945 гг

Николай Эрдман, «Самоубийца»

Из обрусевших немцев, служил в Красной армии на протяжении гражданской войны, имажинист, представитель «левого крыла» имажинизма вместе с Мариенгофом и Шершеневичем. Писал стихи.

«Полномочие» (1924) – принесла признание, ставили в театре им. Мейерхольда и по всей стране.

«Самоубийца» (1928) – Высоко оценена Неприятным, Луначарским, Станиславским (назвал Эрдмана «новым Гоголем»). Мейерхольд принял к постановке, желали ставить во МХАТе, но Главрепетком не разрешил. Изменилось и отношение к «Полномочию».

Поставлена лишь в первой половине 80-ых годов XX века в театре Сатиры.

Сейчас Эрдман трудился как сценарист у Григория Александрова («Радостные парни»), но на протяжении съемки в Гаграх был арестован из-за пародий и политических стихов. Решение суда мягкий – три года ссылки в Енисейске. По окончании пьес больше не писал, трудился с Александровым над фильмом «Волга-Волга».

Сюжет: Подсекальников живёт с тёщей и женой в коммуналке. Он не работает, но идея об иждивенчестве его угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, решает наложить на себя руки.

Супруга с свекровью и сосед Калабушкин пробуют отговорить, но многим его суицид на руку. Клеопатра Максимовна желает, дабы Подсекальников застрелился для неё, Аристарх Доминикович Гранд-Скубик – для интеллигенции, а папа Елпидий – для религии.Драматургия 1917 – 1945 гг

Предприимчивый Калабушкин собирает с них по 15 рублей. Но Подсекальников осознаёт, что не желает умирать. Он вспоминает о смерти и жизни, милый монолог в конце: «Тик – и вот я ещё и с собой, с женою, с свекровью, с солнцем, с водой и воздухом. Так – и вот я уже без жены, не смотря на то, что без жены то я осознаю без свекрови это я кроме того совсем прекрасно осознаю, но вот я без себя.

Как же я без себя? Осознаёте, я? Я. Подсекальников.

Че-ло-век». Ему устраивают шикарный банкет. Привозят мёртвое тело: он мертвецки пьян.

Придя в себя, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время суицида. Заметив, что к дому идут люди, скрывается в гроб. Его принимают за мёртвого, произносят праздничные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и поднимается из гроба.

Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, покинув записку «Подсекальников прав.

Вправду жить не следует».

— Подсекальников у Эрдмана – обычный «мелкий человек», приходит в финале к утверждению судьбы.

— гуманистический пафос: жизнь страшна, ужасна, но жизнь имеется жизнь.

— мастер полифонических сцен, обывательские беседы, но он в эти беседы вносит нотки трагизма

— карнавальная эстетика (термин Бахтина), Подсекальников (шут) на время делается центром общего внимания (королем), размах действия банкет с цыганами. Эрдман за Маяковским и Булгаковым уловил карнавальность сознания и жизни.

— фарсовые обстановки (стреляется из-за ливерной колбасы)

Владимир Маяковский, «Баня» (1930)

Как мы знаем, Владимир Маяковский выступал против всего, что мешает формированию нового общества – и против пороков личности, и против пороков общества. Особенно быстро он нападал на мещанство.

Пример тому – пьеса «Баня». Ее главный герой – некто Победоносиков, основной глава по управлению согласованием (Главначпупс). Это обычнейший бюрократ, работа которого – перекладывать бумажки, отвлекаясь на телефонные звонки.

Кроме этого, он диктует машинистке «одну неспециализированную руководящую статью», такую же тщетную, как наименование учреждения.

Конфликт в пьесе – между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Велосипедкиным и рабочими, помогающими Чудакову, с одной стороны, и верным стражем Победоносикова Оптимистенко. Пьеса помой-му забавная и легкая, храбрецы попадают в различные забавные обстановки, но это все-таки драма. И драматизм ее – в борьбе с бюрократией, которая стала к тому времени большой силой.

Победоносиков – обычный бюрократ. У его двери – «во всю стенке» последовательность просителей, а на входе Оптимистенко, что никого не пускает к главе. Велосипедкин говорит, что Оптимистенко «ровный и полированный, как дачный шар, и в нем лишь руководство отражается, да и то в перевернутом виде» (мотив двойничества, как у Достоевского, Горького).

Победоносиков в силу собственной говорящей фамилии сует собственный шнобель не в собственные дела, пробует казаться компетентным в том, в чем некомпетентен. Так, к примеру, по окончании показа пьесы (прием «пьесы в пьесе» либо «театра в театре» — восходит к Мольеру и Шекспиру) говорит режиссеру: «Как-то все сгущено, в жизни так не бывает, яркие стороны нужно показывать». Это камень Маяковского в огород РАППа и официальной критики.

Конфликт разрешается, в то время, когда на машине времени, созданной Чудаковым, прибывает «фосфорическая дама», «делегатка 2030 года», которая забирает с собой в будущее лишь избранных (его помощников и Чудакова), а Победоносиков с Оптимистенко остаются за бортом.

Всеволод Вишневский, «Оптимистическая катастрофа» (1932)

Всеволод Вишневский — коммунистический драматург, создатель героико-эпических произведений, посвященных участникам Первой Мировой, Октябрьской революции, Гражданской и Великой отечественной войн. («Первая Конная», «У стенку Ленинграда»).

Прототип дамы-комиссара – Лариса Рейснер. Был громадной импульс – смерть Рейснер в Афганистане. Отыскал в памяти юношескую влюбленность в данный образ.

Основное в пьесе – тема гражданской войны и формирование новой личности под влиянием второй, более сильной. Комиссар (Вишневский намеренно отказывает ей в имени и в женской форме глаголов) превращает по сути анархически настроенный отряд морпеха (главные – Сиплый и Вожак) в дисциплинированный полк Красной Армии.

// Увлекателен и процесс отказа от ветхих привычек (лейтенант Беринг желает поцеловать руку, Вожак желает оказать помощь донести вещи, полуголый матрос кидается на новенькую). Процесс воспитания – не только распоряжения, но и душевные беседы «о жизни». Пример – разговор с Алексеем, которого требует поведать о себе и выводит на тему того, что мужик в обязательном порядке «отзовётся».

В образах храбрецов Вишневского бескомпромиссность. Они готовы ликвидировать «негодную» часть полка. Результат данной бескомпромиссности – расстрел безвинных офицеров, возвращавшихся из германского плена.

броский психологизм: один из офицеров контуженный, глухой, неимеетвозможности осознать, высвободят их либо нет.

Еще более ужасный пример – с посланным к праотцамстарушкой и высоким матросом, которая совершила ошибку в показаниях.

В конце – эстетика древней драмы с ее катарсисом. Героиня погибает, но утверждается неминуемость победы революции. Исходя из этого катастрофа и оптимистическая.

В пьесе громадна роль музыки. В начале – гул, подавляющий скорбью и мощью. В конце – идут уже чистые звуки новой музыки.

Перемещение от хаоса к порядку.

Громадна и роль ремарок. В них все – вербальные и невербальные перемещения душ храбрецов. Примеры: рассматривают даму как чужеродный элемент, закрывают рты руками, в то время, когда определят, кто она, шарахаются

!!! Увлекательны и письма комиссара друзьям и родным, в них – сухость, сдержанность. Исключение – лишь ласковое обращение «Дорогая».

Александр Арбузов, «Таня» (1939)

В базе – хороший амурный треугольник. Герман Балашов, гениальный инженер, изобретатель неповторимой драги влюбляется в сотрудника Марию Шаманову. А его супруга Таня устраняется от борьбы за мужа.

Сначала драматург желал дать образ дамы внесоциальный, экзистенциальный, но позже ввел в социальный мотив и пьесу (перековка личности в труде).

— Но Таня наряду с этим – хороший поэтический образ дамы, которая готова для любви на все. Кроме того снаружи поэтизация: белая муфта, лыжи = ангел. Ей 21 в начале действия.

Но она для семьи бросает университет, вся ее жизнь – это упражнения на фортепиано и помощь мужу в чертежах.

Это тревожит Германа.

— Таня – дама-ребенок. Она забавна, иногда нелепа, но приводит к восхищению. Выхаживает вороненка Семена Семеновича, задает глупые вопросы (съел бы ты таракана, дабы спасти меня от смерти?), устраивает фарс с переодеванием в маску.

— Таня эволюционирует сильнейшим образом. В начале она рассеянна, равнодушна к чужому горю (Дуся говорит, что у соседей ребенок умирает) // Позже будет умирать ее жизнь и собственный юрчик жестоко обойдется с Таней. Отказывается от врача, но в конспектах вместо нужной лекции о дифтерите отыщет запись, что у доктора наук усы совсем как у кита.

В конце – сильная дама, которая выдерживает встречу и с Машей и с Германом.

— Контрастное изображение храбрецов. Таня – Маша Шаманова, портрет которой в «Правде», Дуся и Таня, которая обучается на инженера, неизвестная соседка и Таня, которая устремилась в музыку.

— В пьесе множество параллелей, мотивов, приемов игры с читателем:

— «Ты обожаешь, в то время, когда идет снег? Пускай идет» — говорит и сыну и Герману

— Говорит, как заблудилась в Сокольниках на лыжах и Игнатову и Герману НЕЧЕГО БОЛЬШЕ ПОВЕДАТЬ

— в то время, когда необходимо выезжать на прииск «Роза» говорит, что все детские дела мои // раздумала ехать

— в начале Таня с Германом отмечая вспоминают, как они совершат 35, 36 и 38 годы. // Эти годы – годы частей пьесы.

ПСИХОЛОГИЗМ и ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО!!!

The Russian Revolution (1917)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: