Историко‑героические повести а. а. бестужева‑марлинского

Среди романтических повестей смогут быть выделены в особенную разновидность повести с историко?смелой тематикой, причем материл этих повестей забран из самых различных сторон судьбы. Место их действия кроме этого строго не зафиксировано – это возможно и корабль, плывущий в Россию, и Англия, и Кавказ. Их объединяет время (они написаны о недавнем прошлом либо кроме того о живом настоящем), образы и патриотизм несложных, обычных людей.

Все эти повести выдержаны в восторженном, экстатическом, метафорическом, причудливо риторическом стиле. Повестям свойственна форсированно экспрессивная обращение с обилием картинных сравнений, шикарных метафор и выделенной патетикой. К примеру, в повести «Ночь на корабле. (Из записок гвардейского офицера на возвратном пути в Россию по окончании кампании 1814 года)» создатель?повествователь слушает рассказ?монолог капитана фрегата Рональда.

Главный герой повести, утратив возлюбленную, охладевает к судьбе по большому счету, лишается будущего, теряет «все эйфории невозвратно и безнадежно». За сочувствие, выраженное к нему, говорит создатель, «он заплатил мне таким взглядом, что в случае если данный взгляд приснится мне и в могиле, я предположительно улыбнусь от наслаждения». «Обожал ли я? – восклицает храбрец. – Какая ж другая страсть в отечественные лета может возвысить душу до восхищения и убить ее до отчаяния!» Таков же стиль повестей «Латник», «Лейтенант Белозор» и так называемых «кавказских» повестей («Аммалат?Бек», «Мулла?Нур»).Историко‑героические повести а. а. бестужева‑марлинского

В «кавказских» повестях великолепно выписана южная природа и правдиво изображены нравы кавказских народностей (создатель служил на Кавказе и погиб в том месте). Бестужев не скрывает «диких», с позиций европейца, русского офицера, обычаев и отрицательных линия горских племен – коварства, жадности, невежества. В повести изображены сцены джигитовки, кровавой борьбы с кабаном и тигром, страшные кровавые картины гробокопательства, тёмной неблагодарности и мести.

Создатель может передать дикий, необузданный нрав горца и «душу» «азиатца», его «сердечные» рвения и высокие нравственные качества.

Эти и другие повести принесли Бестужеву?Марлинскому общероссийскую известность, но вместе с тем стиль его подвергся ожесточённой и честной критике.

Русская повесть в области повествовательных форм отправилась не по дороге Бестужева?Марлинского, а по пути Лермонтова и Пушкина. В ней обнаружились явные реалистические тенденции.

В завершающих романтический период повестях Н. Полевого, М. Погодина, В. Соллогуба, вторых писателей и, основное, в творчестве Пушкина, Лермонтова побеждали новые художественные правила – ясность, точность, прозрачность стиля, отказ от перифрастичности, поэтичность без аффектации, без неестественных эффектов, без риторики, излишней патетики. Предвестием этих завоеваний не только великих мастеров, но и русской прозы в целом были известные повести Н. Ф. Павлова.

Повести Н. Ф. Павлова (1803–1864)

Повести Н. Ф. Павлова – промежуточное звено между романтическими и реалистическими повестями. В них соседствуют показатели «совершенного» (Белинский), романтического направления (Бестужев?Марлинский, В. Одоевский, Н. Полевой, М. Погодин и др.), и реалистических тенденций, каковые очевидно и полно обозначились в творчестве Пушкина («Повести Белкина», «дама пик»). В сборник «Три повести» (1835) вошли «Именины», «Аукцион», «Ятаган».

В повестях Павлова еще большое количество «совершенной поэзии» в описании внешнего вида храбрецов, их взаимоотношений и чувств. Но в них кроме этого прослеживается «верность действительности», правдоподобие событий, «письмо с натуры», которое проявляется «не в целом, но в подробностях и частностях».

В первой повести – «Именины» – правдиво описывается рабски унизительное положение крепостного музыканта, которого, он утвержает, что «забрали от отца с матерью» и, заключив по окончании осмотра зубов и губ, что он сможет быть флейтистом в крепостном оркестре, «отдали… обучаться на флейте». Создатель опускает историю о том, что случилось с храбрецом, превратившимся из забитого и запуганного крепостного музыканта в храброго и свободного штаб?ротмистра.

Не обращая внимания на счастливую случайность, исключительность видоизменения, внутренний мир храбреца воссоздан с настоящим психологизмом, с детальным проникновением в темперамент, чему оказывают помощь ситуаций и описания быта. Все это дает представление о судьбе гениальных людей, уроженцев крепостного состояния.

Второе произведение – «Аукцион» – повесть?миниатюра, красивый очерк из судьбы «света», «щегольский и мало манерный при всей его наружной простоте» (Белинский). В повести в ироническом тоне, «изящно и с блеском» поведана история мести молодого светского человека неверной возлюбленной.

Создатель самим повествованием позволяет почувствовать призрачность, непостоянство, «аукционность», случайную прихотливость и вместе с тем безысходность светских взаимоотношений. ««Аукцион» – имеется весьма дорогая шутка, – отозвался Пушкин, – легкая картина, в которой уникально вмещены три либо четыре лица. – А я на аукцион, – а я с аукциона – линии действительно комическая». В «свете» вместо эмоций имеется только суррогаты эмоций, а вместо страданий – имитация их, в том месте не могут ни обожать, ни мучиться в полную силу.

Пожалуй, самый художественно и социально значимой частью цикла была повесть «Ятаган». В ней раскрывалась история молодого человека, произведенного в корнеты в то время, в то время, когда «армейские… торжествовали на всех сценах». Повесть написана автором с настоящим драматизмом.

Восторженный корнет, волею случая (пустяковая ссора на балу и дуэль) надевший солдатскую шинель, попадает в унизительное положение и испытывает на себе всю силу неограниченной власти офицерства. Его участь усугубляется тем, что полковым начальником разжалованного Бронина – так кличут храбреца – был его соперник, что под благовидным предлогом приказал его высечь.

В этот самый момент под действием тяжёлых и морально угнетающих событий в Бронине, до того легкомысленном, просыпается чувство личности. Он побужден к размышлению, к раздумью над собственной судьбой, и это превращает его в человека, глубоко и очень сильно ощущающего.

Успехом писателя стал не только образ главного храбреца, но точное изображение военных порядков, дикого нрава «и» произвола начальников. Создатель детально обрисовывает разные издевательства, через каковые приходится пройти Бронину по приказу полковника. Кульминационным моментом в описании есть, само собой разумеется, экзекуция, к которой воины?исполнители относятся как к делу повседневному и привычному.

Детальное описание экзекуции Павлов завершает нарочито бесстрастной фразой: «Сзади последовательностей прохаживался лекарь, а после этого его повезут или в лазарет, или в мертвецкую».

Не смотря на то, что сюжет повести романтичен (Бронин убивает полковника как раз тем ятаганом, что был подарен ему горячо любящей матерью в сутки рождения), персональный конфликт осложнен социальными мотивами и разрешается в ужасном ключе.

Новые тенденции в повестях Павлова были сразу же отмечены современниками – Белинским, Надеждиным, Чаадаевым, Шевыревым. По словам Пушкина, «Павлов первый у нас написал действительно занимательные повести». Тютчев в одном из писем собственному обозревателю И. С. Гагарину восхищался талантом Павлова: «Еще сравнительно не так давно я с подлинным удовольствием прочёл три повести Павлова, в особенности последнюю».

И продолжал: «Не считая художественного таланта, достигающего тут редкой зрелости, я был особенно поражен возмужалостью, совершеннолетием русской мысли, она сходу направилась к самой сердцевине общества: идея свободная схватилась прямо с роковыми публичными вопросами…». Гоголь писал Шевыреву спустя десятилетие по окончании появления «Трех повестей»: «Н. Павлов, литератор, что первыми тремя повестями собственными взял с первого раза право на почетное место между отечественными прозаическими писателями».

Первые шаги к «подлинной» повести, сделанные по дороге реализма в этом жанре, были в духе перемещения Пушкина, Гоголя и Лермонтова к новым завоеваниям в прозе, сущностные приметы которых – «ясность», «прозрачность», простота и «занимательность выдумки», «истина судьбы», «оригинальность», психологизм, типичность и народность, сочетание социально?психотерапевтического детерминизма с «игрой случая». Романтическая повесть в ее разновидностях и жанровых образованиях была серьёзным и нужным этапом на этом пути.

Русская романтическая повесть пережила два десятилетия невиданного ранее расцвета и исчерпала себя как представительное явление к началу 1840?х годов. Но мотивы русской романтической повести не провалятся сквозь землю из русской литературы.

Психотерапевтический анализ высшего общества отыщет отражение в романах и повестях Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

В то время, в то время, когда фантастическая повесть еще не ушла с литературной арены, ее показатели уже были обновлены в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и Достоевского. Ирреальное, иррациональное нисколько не противоречило иным, не романтическим, установкам на воссоздание судьбы во всем ее многообразии.

Фантастика поменяла собственный свои функции и содержательное наполнение в повестях Пушкина («дама пик») и Гоголя («Петербургские повести»), усилив социально?психотерапевтическую обусловленность ситуаций и характеров. Финальным аккордом русской романтической фантастической повести стали ранние повести Достоевского, отмеченные четко выраженным фантастическим колоритом («Двойник», «Хозяйка»), каковые парадоксально сочетали в себе два вида пафоса – ужасный и смелый – и две наиболее значимые идеи – подвижности всех норм, ужасного непостоянства, относительности судьбы и ее эсхатологической предопределенности.

Отголоском фантастического компонента русской романтической повести станут роман Салтыкова?Щедрина «История одного Сказки» и «города». Собственный обновленный идейно?образный репертуар русская фантастика покажет в «загадочных» повестях Тургенева 1870?х годов.

Те элементы бытописания, каковые были характерны романтической бытовой повести, были переосмысленными кроме этого при ее «жизни». Для Пушкина быт стал одной из форм исторического бытия общества, частным проявлением неспециализированного исторического движения[48].

Такое философское, историческое, социологическое осмысление быта сполна обнаруживало литературную устарелость художественных представлений, питавших романтическую бытовую повесть, и бесперспективность в новых условиях форм и характера бытописания 1820?1830?х годов. Но эти формы еще проявятся в прозе натуральной школы, в особенности в жанре физиологического очерка.

В будущем развитии литературы вещественное, бытовое будет все более осознаваться значительной и полноправной стороной общества и жизни человека. Одно из подтверждений тому – близкое пушкинскому отношение к бытовой среде и быту Л. Н. Толстого[49].

Главные понятия

Романтизм, реализм, жанр повести, повесть историческая, повесть фантастическая, повесть светская, повесть бытовая, повесть о «гении», «кавказские» повести, «восточные» повести, цикл повестей.

задания и Вопросы для самоконтроля

1. Как развивался жанр повести в эру романтизма?

2. Какие конкретно в эту пору сложились жанровые разновидности повести, ставшие независимыми жанровыми образованиями?

3. Как формировалась историческая повесть, кто был автором исторических каковы особенности и повестей исторической повести?

4. Каковы сюжеты исторических повестей?

5. А.Погорельский как зачинатель национального варианта фантастической повести.

6. Типология фантастической повести.

7. Фантастическая повесть на Западе и в Российской Федерации.

8. Фантастические повести с фольклорной базой образности.

9. «Философская» фантастическая ее особенности и повесть.

10. Как сформировался сюжетный канон светской повести?

11. Как с развитием жанра светской повести изменялся отраженный в литературе конфликт человека с обществом?

12. Назовите авторов светских повестей и охарактеризуйте написанные ими светские повести с позиций их своеобразия.

13. Быт в литературе и бытовая повесть.

14. Назовите имена авторов бытовой повести и их произведения.

15. В чем, по Вашему точке зрения, содержится своеобразие бытовой повести?

16. Постепенное «преодоление» канона романтической повести в литературе. В чем оно выразилось?

17. Цикличность повестей как путь к новой образности.

Литература

Ботникова А. Б. Э. Т. А. русская и Гофман литература (первая добрая половина XIX века). Воронеж, 1977.

Бэгби Л. Александр Бестужев?Марлинский и русский байронизм. СПБ., 2001.*

Вацуро В. Лермонтов и Марлинский. В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. М., 1964.*

Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.*

Исаков С. Г. О «ливонских» повестях декабристов. В кн.: Ученые записки Тартуского университета, вып. 167, 1965.

Канунова Ф. З. Эстетика русской романтической повести (Бестужев?Марлинский и романтики?писатели 20?30?х гг. XIX века). Томск, 1973.*

Кардин В. 60 секунд пробуждения. М., 1984.

Левкович Я. Будущее Марлинского. «Звезда», 1975, № 12.*

творчество и Литературные взгляды Н. А. Полевого. М., 2002.*

Петрунина Н. Н. пути развития и Декабристская проза повествовательных жанров. «Русская литература», 1978, № 1.*

Пульхритудова ЕМ. Романтическое и просветительское в декабристской литературе 20?х гг. XIX века.

В кн.: К истории русского романтизма.

М., 1973.

Русская повесть XIX века. проблематика и История жанра. Л., 1973.*+

Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Автор. Т. 1. Ч. 1, 2. М., 1913.*

Сахаров В. И. Движущаяся эстетика (Литературно?эстетические воззрения Одоевского). В кн.: Контекст?1981. М., 1982.*

Сахаров В. И. Эволюция творческого вида Одоевского. В кн.: судьбы и Время русских писателей. М., 1981.

Турьян МА. Необычная моя будущее. О жизни Одоевского. М., 1991.

Шаманова В. М. Художественная проза Н. А. Полевого. Статья 1. жизнь «и Сборник Мечты». В кн.: жанра и Проблемы метода.

Вып. 4. Томск, 1977.*

Шикло А. Е. Исторические взоры Н. А. Полевого. М., 1981.*

Глава 3

М. Ю. Лермонтов (1814–1841)

Поэзия Лермонтова сходу, правильнее не сообщишь, берет в плен то могучим напором напряженного «металлического стиха», то ласковыми и милыми звуками, то неторопливо, размеренно текущей разговорной речью. Ораторская патетика стихотворения «Смерть поэта» легко уживается в лирике поэта с музыкальностью «Русалки» и с выделенной прозаичностью «Завещания», по причине того, что за ними стоит неповторимая личность с единым и устойчивым мироощущением.

Как бы ни разнились между собой по стилю и интонациям стихотворения Лермонтова, они постоянно узнаются по неспециализированному для них душевному строю, что Белинский назвал «лермонтовским элементом» и что, по его же признанию, лучше угадывается, чем поддается описанию либо анализу. Что же касается прозы Лермонтова («Храбрец отечественного времени»), то среди русских писателей она в далеком прошлом снискала признание и считается ими образцовой и хорошей, обогатившей отечественную литературу психологизмом и философскими мотивами.

Лермонтов прожил весьма маленькую судьбу – всего 27 лет. Его жизнь в литературе была еще меньше – только 4 года, с 1837 по 1841. Писать поэт начал с 14 лет: дошедшие до нас поэтические испытания датируются 1828 г. С 1828 г. по 1836 г. написана большинство произведений, но взыскательный парень не отдавал собственных произведений в печать и весьма рассердился, в то время, когда без его ведома отдельные произведения были все?таки опубликованы.

Количество произведений, написанных в 1837–1841 гг., намного меньше, чем до 1837 г., но уровень качества их неизмеримо выше. Из произведений 1828–1836 гг. лишь пара («Ангел», «Бедный», «Парус», «Русалка», «Умирающий гладиатор», драма «поэма» и Маскарад «Демон» в шестой редакции) смогут быть отнесены к подлинным шедеврам, в то время как практически все произведения, созданные в 1837–1841 гг., стали хорошими.

Особенность творческого развития Лермонтова пребывает в том, что все главные идеи были высказаны им в раннем творчестве, которое отличается необыкновенной одухотворенностью. парень Лермонтов сходу начал смотреть на мир с лично?личностной точки зрения, строго вопрошая себя и реальность, стремясь пробраться в человека и существо миропорядка.

Начало творчества отмечено кроме этого печатью философско?психотерапевтического подхода к выражению и изображению судьбы, включая человека и человеческое общество. Так, творчество юного Лермонтова отличается уникальной содержательной зрелостью, и юношеским его возможно посчитать только по форме, но никак не по достатку чувств и мыслей, никак не по творческому потенциалу, в нем осуждённому. Но необходимо признать, что не хватает идеальная форма налагает отпечаток на содержание, делая его менее ясным и правильным.

Предстоящее творчество Лермонтова – развитие, качественное углубление, обогащение юношеских идей, и рождение новых в русле тех же представлений о жизни и тех же принципиальных подходов к постижению человека и действительности, каковые сложились в молодости. Самое основное отличие творчества 1837–1841 гг. от творчества 1828–1836 гг. заключено в степени художественности. Но это значит, что художественные идеи Лермонтова стали более отчетливыми, прозрачными и продуманными.

Благодаря своеобразия творческого развития между судьбой Лермонтова?человека и судьбой в литературе Лермонтова?поэта имеется известное несоответствие: жизнь Лермонтова?человека, без сомнений, осталась незавершенной, неожиданно и трагически прерванной, а жизнь в литературе Лермонтова?поэта в той творческой стадии, в то время, когда Лермонтова не стало, выглядит законченной. О творчестве поэта в целом нельзя сказать, что оно иссякло и что художественное дар Лермонтова исчерпало себя. Речь заходит только о том, что Лермонтов погиб в то время, в то время, когда целый этап его творческой жизни был закончен.

особенности и Характер творческого пути Лермонтова разрешили исследователям наметить следующую периодизацию: раннее творчество – 1828–1832; переходная фаза от раннего творчества к зрелому – 18331836; зрелое творчество – 1837–1841. Время от времени два периода – ранний и переходный – сжимают в один (1828–1836), и тогда творческий путь Лермонтова делится на два периода (1828–1836 и 1837–1841). Одним из оснований для того чтобы подхода есть воля поэта, до 1837 г. не отдававшего собственных произведений в печать и начавшего публиковаться с 1837 г.

Алые паруса. Грин А. Аудиокнига. читает Александр Белый


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Героические характеры тараса бульбы

    Билет № 1 1. Происхождение древнерусской литературы. Главные жанры древнерусской литературы. Жанр слова в древнерусской литературе (на примере «золотого…

  • Светские повести в. ф. одоевского

    Среди светских повестей выделяются повести В. Ф. Одоевского – «Елладий. Картина из светской судьбы» (1824), «Бал» (1833), «Княжна Мими» (1834), «Насмешка…

  • Тема ливонии в исторической повести декабристов

    Большим явлением исторической повести декабристов стали ливонские повести Бестужева («Замок Венден», «Замок Нейгаузен», «Замок Эйзен», «Ревельский…

  • Любовные» повести тургенева

    В 1850?е годы формируется тип «амурной» тургеневской повести – одного из наиболее значимых жанров в творчестве писателя. К характернейшим примерам этого…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: