Екатерина великая: исторический портрет

Введение

Объект изучения данной курсовой работы – …

и работы – …

Актуальность работы в том, …

Степень изученности данной темы …

Новизна изучения содержится в том, что …

Цель изучения – …

С целью достижения цели нами были поставлены следующие задачи: …

Способы изучения, использованные в работе, – …

Теоретическая значимость работы пребывает в …

Практическая значимость работы содержится в том, что …

Структура работы: …

Материалом для …

Екатерина Великая: исторический портрет

броская, незаурядная личность Екатерины II, ее продолжительная судьба — прожила 67 лет, долгое царствование – была на троне практически 34 года – дали обильную пищу для мемуаристов и богатейший материал для историков, писателей, деятелей искусств. В этом разнообразном и разноголосом хоре, что звучит вот уже более 200 лет, слышны разные голоса – от восторженных и панегирических до возмущенных и уничижительных.

«Ее царствование было блистательно» – читаем мы в «Записках графа Сегюра», французского посланника в Российской Федерации, близко замечавшего Екатерину в течение четырех лет (1785-1789 гг.).Екатерина великая: исторический портрет Он и дал ей емкую чёрта, назвав «любезной дамой» и «величественной императрицей». Варвара Головина, назначенная фрейлиной к царскому двору во второй половине 80-ых годов восемнадцатого века, писала: «Она покрыла славой Россию, ее материнская заботливость распространялась на каждого, как бы он незначителен ни был».

В то время, когда оказалась императрица, — свидетельствует фрейлина — на лицах появлялось такое выражение, совершенно верно все говорили: « Я вижу ее, я радостен, она отечественная опора, отечественная мать». Данный последовательность панегириков возможно было бы продолжать вечно, потому, что Екатерина в совершенстве обладала мастерством творить миф о собственной персоне и внушать его не только своим подданным, но и умнейшим людям в Европе. Французские просветители Гримм и Вольтер, Дидро и Деламбер в какой-то момент поверили, что осуществилась их мечта об совершенном правителе, и в России воцарился «философ на троне».

Но, существуют и иные мнения. «В случае если царствовать значит знать слабости души людской и ею пользоваться, — писал А.С.Пушкин, — то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость завлекала, щедроты привязывали». Пушкин сомневался в искренности Екатерины, именовал ее «Тартюфом в короне и юбке».

Еще более быстро отзывался о ней создатель трактата «О повреждении нравов в Российской Федерации» князь М.М.Щербатов, современник императрицы, что сказал: «Ее пороки сущность: любострастна, и совсем вверяющаяся своим любимцам». И уж совсем непримиримо и жестко звучат слова историка XX века А.А. Лебедева: «Дама, историю которой нельзя читать при женщинах, полуграмотная потаскуха, перевоплотившая царский дом в публичный».

Покинем на совести Лебедева эти злые и несправедливые, на отечественный взор, слова. И не будем пускаться в писателей мнений и разбор историков – эта работа уже проделана. Мы же приглашаем читателей в мнимое путешествие по залам Эрмитажа, где выставлены портреты Екатерины II.

Прежде, в период СССР, они томились в запасниках этого музея.

Но времена изменились, и по сей день заметили свет все (либо практически все) имеющиеся в коллекции царские портреты. Сама же Екатерина Великая по праву считается основательницей Эрмитажа – он ведет собственный начало от 1764 года, в то время, когда по приказу Екатерины была куплена первая большая коллекция картин голландских и фламандских мастеров у германского торговца Гоцковского.

В течение всех последующих десятилетий правления Екатерина неустанно заботилась о пополнении собственного музея не только картинами, но и другими произведениями искусства, монументами культуры, книжными собраниями – такова была ее культурная политика, глубоко ею осознанная, давшая блестящие результаты и утвердившая за ней славу одной из самых просвещенных монархинь. К концу царствования Екатерины II ее придворный музей делается одним из наибольших в Европе.

И потому в современном Национальном Эрмитаже в Петербурге имя Екатерины II почитается очень. Ей посвящен праздник, названный Днем музея, что проводится каждый год 18 мая в сутки Св.Екатерины, покровительницы императрицы.

Но возвратимся к портретам Екатерины. Любой из них знаменует собой ответственный этап в жизни императрицы, которая совершала собственный «путь наверх» упорно, трудолюбиво, применяя все имевшиеся в ее возможности и арсенале способности, не пренебрегая ничем.

Начнем с самого раннего – он написан голландским живописцем Г.К.Гроотом в середине 1740-х годов, т.е. практически сразу после приезда в Россию. София Августа Фредерика Доротея, принцесса Ангальт-Цербстская — будущая Екатерина Великая — приехала в Россию в возрасте 14 лет (появилась во второй половине 20-ых годов XVIII века), по приглашению Елизаветы Петровны, которая сочла германскую княжну Софию Фредерику самая приемлемой партией для собственного племянника Петра Федоровича, наследника русского трона.

На портрете Гроота будущая императрица изображена со лентой и звездой ордена Св.Екатерины. Актуальное платье насыщенного желто-лимонного цвета подчеркивает стройный стан юный дамы, глубочайший вырез платья, оттененный узкими серебристо-серыми кружевами, выявляет высокую шею, а броская цветовая гамма и искусная композиция портрета подчинены одной задаче – передать очарование великой княжны. Наружность Екатерины обрисована многими очевидцами.

Ближе всего восприятию Гроота соответствует описание, покинутое секретарем французского консульства де Рюльером, сделанное в начале 60-х годов, практически сразу после вошествия ее на трон: «Приятный и добропорядочный стан, гордая поступь, осанка и прелестные черты лица, повелительный взор – все возвещало в ней великий темперамент. Возвышенная шея, громадное римский и открытое чело шнобель, розовые губы, красивый последовательность зубов, нетучный, большой и пара раздвоенный подбородок.

Волосы каштанового цвета, прелестные глаза и чёрные брови и кожа ослепительной белизны». Но – даёт предупреждение Рюльер — «доброта» и «приятность» Екатерины «для проницательных глаз» не что иное, «как воздействие особого жажды нравиться, и очаровательная обращение ее светло открывает страшные ее намерения». «Страшные намерения» Екатерины детально обрисованы в его книге «анекдоты и История революции в Российской Федерации в первой половине 60-ых годов восемнадцатого века», которой зачитывался целый Париж.

По большому счету, переворот в Российской Федерации 1762 года, из-за которого к власти пришла Екатерина II, свергнув с трона супруга Петра III, был постоянным предметом дискуссии при всех королевских дворах Европы Тема же «Екатерина II — Петр III» была очень притягательна для романистов и историков. Несоответствие характеров, драматизм обстановки, появившейся около трона по окончании смерти Елизаветы Петровны, предопределили столкновение, а правильнее, смертельную схватку этих двух личностей, столь разных по собственной природе.

Екатерина — умная, деятельная, активная, добившаяся положения в обществе лишь благодаря своим упрочнениям – и Петр III, по словам того же Рюльера, «жалкий», «лишенный всяких даров», «и попросту глупый» человек. В мемуарах Екатерины появляется столь нелепый и отталкивающий образ мужа, что ее возможно было бы заподозрить в предвзятости. Но, и другие очевидцы подтверждают факты, обрисованные Екатериной.

Она свидетельствует, что единственной страстью Петра Федоровича были армейские занятия, а единственной привязанностью в первые годы их супружества оставались куклы. Запершись в спальне с юный женой, он заставлял ее играться с ним в куклы на брачном ложе, что, конечно же, шокировало Екатерину. Их супружеская жизнь сначала кроме этого была некрасива – в течении первых лет супружества Петр не был мужчиной, а Екатерина в течение пяти лет оставалась невинной.

Это без шуток тревожило Елизавету, и по окончании выяснения обстоятельств Петру сделали некую операцию. Лишь в первой половине 50-ых годов XVIII века (спустя практически 10 лет по окончании свадьбы) Екатерина родила сына – будущего императора Павла I. Разумеется, что в супружеской жизни Екатерина была глубоко несчастлива.

В это же время, в письме к Потемкину она признавалась, что сердце ее таково, что «ни дня неимеетвозможности прожить без любви», что если бы «смолоду взяла мужа, которого имела возможность бы обожать, то бы всегда к нему не переменилась». Конечно, что Екатерина не имела возможности согласиться со своей судьбой, а ее ум, энергия и красота завлекали взгляды многих.. Представление о том, какой была Екатерина 30-и с маленьким лет, дает картина датского живописца Эриксена, написанная в первой половине шестидесятых годов восемнадцатого века.

Екатерина изображена стоящей перед зеркалом, в котором отражается ее профиль, подобный тому, какой чеканили на монетах. На ней парадное платье с громадными фижмами, на особом каркасе, – по моде елизаветинской поры. (При Екатерине фижмы неспешно уменьшались, а позже и вовсе провалились сквозь землю. К концу ее царствования пышные платья сменяются легкими яркими туниками, придавашими дамам вид древних статуй).

Екатерина изображена с лентой, знаком и звездой ордена св.Андрея Первозванного, с малой короной на голове, рядом с ней императорские регалии, на каковые она показывает веером. Но на портрета Эриксена, что по заказу императрицы неоднократно повторялся, царские регалии как бы отодвинуты на второй план.

Фигура Екатерины, развернутая на три четверти к зрителю, внимательный взор чёрных глаз, мягкое выражение лица, – любой элемент этого портрета подчинен задаче создать образ не столько «величественной императрицы», какое количество, в случае если пользоваться словами Сегюра, «любезной женщины». И эта «любезная женщина» жаждала обожать и быть любимой. Ее обаяние испытали на себе многие.

Эриксен изобразил Екатерину в то время, в то время, когда ее фаворитом был Григорий Орлов. Ему предшествовали Салтыков и Понятовский. Сергей Салтыков, юный гвардейский офицер, первенствовалфаворитом Екатерины в 1754-55 годах. (Отыщем в памяти, что Павел появился в первой половине 50-ых годов XVIII века, и вопрос отцовства оставался продолжительное время открытым.

Но большая часть историков сходятся на том, что папа Павла – Петр III). За эту сообщение Салтыкова, по приказу Елизаветы, выслали из Санкт-Петербурга. Скоро его место занял поляк Станислав Понятовский, честно полюбивший Екатерину.

Это был страшный для зарубежного дипломата роман, и Понятовского постигла участь Салтыкова. С 1761 года место фаворита Екатерины занял 22-летний красивый мужчина Григорий Орлов – один из пяти братьев Орловых, участников переворота 1762 года. Десять лет императрица жила с Орловым.

Как и прежде, она испытывала сильное чувство к собственному избраннику а также желала выйти за него замуж. Но ей дали осознать, что Россией может править императрица Екатерина, но не госпожа Орлова. В апреле 1762 года, за пара месяцев до переворота, у них появился сын, названный Алексеем Бобринским (фамилия происходит от заглавия села Бобрики Тульской губернии, купленной для него матерью).

Екатерина, неизменно стремившаяся сделать из собственных фаворитов госдеятелей, назначила Орлова командующим всей артиллерией русской армии, поставила во главе Свободного экономического общества. Но он был ленив от природы, не блистал талантами, и в итоге попросту наскучил императрице. В первой половине 70-ых годов восемнадцатого века она рассталась с ним.

Не будем утомлять читателей долгим перечнем фаворитов Екатерины – историки именуют более десятка имен. Скажем лишь, что чем старше становилась императрица, тем моложе выяснялись ее избранники. Так 22-летний Ланской, что стал причиной чуть ли не самое сильное чувство Екатерины, был младше ее более чем на 30 лет, последний же фаворит, Платон Зубов, кроме этого 22-летний, был младше уже на 40 лет.

Все это были юные гвардейские офицеры из не весьма богатых семей. Любой роман продолжался по паре лет.

Заканчивались они по-различному – один завел интрижку с придворной женщиной, второй, будучи влюбленным в одну из фрейлин, оставался холоден к Екатерине, третий через чур увлекался карточной игрой. Екатерина ни при каких обстоятельствах не мстила своим фаворитам, наоборот, отправляя их в отставку, щедро награждала, устраивала их судьбу.

Как личность Екатерина практически в любое время оказывалась выше, больше, увлекательнее собственных избранников, она постоянно стремилась приобщить их к собственным заинтересованностям, интеллектуальным занятиям, коллекционированию произведений искусства. Она всю жизнь искала мужчину, равного себе. «Посмотришь на нее, — писал один наблюдательный зарубежный дипломат, — и сходу видишь, что она имела возможность бы полюбить и что любовь ее составила бы счастие хорошего ее поклонника».

Но хорошего не было – за исключением одного, которого она неизменно высоко ценила. Речь заходит о Григории Александровиче Потемкине-Таврическом. Он вошел в судьбу императрицы в первой половине 70-ых годов XVIII века, уже будучи известным боевым генералом.

До нас дошло более 20 «записочек» Екатерины к Потемкину – настоящий амурный роман в письмах. «Какие конкретно радостные часы я с тобою провожу, — согласится императрица. — А скуки на уме нет и постоянно расстаюсь через силу и неохотно… Голубчик мой дорогой, я вас очень обожаю… Я отроду так радостна не была, как с тобою…». Важные историки вычисляют в полной мере точной версию о том, что они тайно венчались, что Потемкин был ее тайным мужем.

Но князь был ревнив, вспыльчив, капризен – и счастье с ним было недолгим. Один из современников, живший мальчиком в доме Потемкина, вспоминал, что он неоднократно видел, как князь «кричал в бешенстве на горько плакавшую императрицу, вскакивал с места и скорыми, порывистыми шагами направлялся к двери, с сердцем отворял ее и без того ею рукоплескал, что кроме того стекла дребежжали и тряслась мебель». Уже в 1775 году Потемкин был отставлен.

Но блестящие свойства, национальный ум, бесконечная преданность императрице сделали его незаменимым, он имел на Екатерину огромное влияние и практически был ее соправителем. Смерть его в первой половине 90-ых годов XVIII века, как и ее события – в молдавской степи, в дороге, от болотной лихорадки, – глубоко потрясла Екатерину. «Мне некем его заменить!», – в отчаянии вскрикнула императрица «У него был храбрый ум, храбрая душа, храброе сердце» , — писала она в Париж Гриму.

Последний по времени написания портрет Екатерины, выполненный австрийским живописцем Лампи Старшим за 2 года до ее смерти, относится к 1794 году. 65-летняя императрица изображена во целый рост, с Андреевской лентой и царскими регалиями. Ее фигура, написанная в жемчужно-розоватых тонах, замечательно смотрится на фоне темно-золотистого цветов и красного.

Живописец не скрывает возраста Екатерины, но позволяет почувствовать обаяние и прелесть данной так же, как и прежде «любезной женщины». «Не обращая внимания на 65 лет, — вспоминает секретарь императрицы, — государыня еще имела довольную в лице свежесть, руки красивые, все зубы в целости, отчего сказала твердо, без шиканья, лишь пара мужественно, просматривала в очках и притом с увеличительным стеклом».

Смерть пришла к ней нежданно. В августе 1796 года Екатерина пригласила в Россию собственного племянника 17-летнего шведского короля Густава-Адольфа IV – она решила просватать ему собственную старшую внучку Александру Павловну. Юные понравились друг другу, король сделал предложение Александре.

Официальная церемония помолвки была назначена на 8 сентября. Приглашенные собрались в 7 часов вечера в бриллиантовой гостиной. Приехала невеста, за ней императрица – не было лишь короля.

Через полчаса поступила информация, что король не приедет – он ни под каким видом не соглашался, дабы его будущая супруга оставалась православной – он потребовал перехода ее в лютеранство, на что кроме этого категорически не соглашалась Екатерина.

Случай данный глубоко потряс Екатерину, через 2 месяца с ней произошёл удар, 6 ноября 1796 года ее не стало.

Мы же, расставаясь с Екатериной II, можем заявить, что она прожила насыщенную, многотрудную и блистательную судьбу. Мы можем лишь догадываться, какой ценой ей далась ее будущее. Несчастливая, трагически сложившаяся супружеская жизнь, несчастливое материнство – последние годы судьбы Екатерины сын и мать чуть ли не ненавидели друг друга, неудовлетворенная постоянные поиски и жажда любви хорошего себя человека.

И разве что любовь к внучкам и внукам – их у нее было 10 – согрели ей душу, но и приблизили ее смерть.

В шутливой эпитафии, сочиненной Екатериной самой себе, она писала: «Вступив на Русском престол, она хотела хороша и старалась доставить своим подданным счастие, собственность и свободу». Поверим в честность намерений Екатерины Великой, которую Вольтер именовал Catharine le Grand — Екатерина Великий.

Заключение

В данной работе была изучена …

По ходу работы было совершено изучение теоретических изучений по данной теме. В следствии изучения материалов было распознано, что … Кроме этого был сделан вывод о том, что …

Кроме этого был совершён анализ … Анализ продемонстрировал, что …

На базе исследования мы можем сделать вывод, что …

Перечень литературы

1. Анисимов Е.В. Дамы на русском престоле .- СПб.:Норинт,

1998.-416с.

2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая .-

М.:Панорама , 1991 .- 48 с.- ( Популярная библиотека Коробейник Серия

Мгновения истории)

3. Каменский А.Б. Екатерина Великая [ Исторические портреты] //

Вопросы истории .- 1989.-№ 3.- с. 62-89 .

4. Кулюгин А.И. Правители России . — Чебоксары : Чувашия,

1994.- 332с.: ил.

5. Павленко Н.И. Екатерина Великая .- М.: Молодая гвардия ,

2000.- 495 с.: ил.- ( ЖЗЛ ; Сер.биогр.; Вып. 779 )

6. Рыжов К. Все монархи мира . Российская Федерация . ( 600 кратких

биографий ) .- М.: Вече , 1999.- 640 с. (Энциклопедии . Справочники .

Неумирающие книги )

7. Романовы и Россия : Российская Федерация под скипетром Романовых : Очерки из

русской истории / Под ред. П.Н. Жуковича . М.: Российская Федерация , Ростов — на — Дону :

АО Танаис, 1992 .- с. 567-586.

Галилео. Дама XVIII века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: