Гуру, забывший своего гуру 1 страница

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Любой, кто сейчас более-менее глубоко интересуется йогой, не имел возможности пройти мимо информации о двух самый распространенных Сейчас школ йогической практики — йоги господина Б. К. С. Айенгара и аштанга-виньяса-йоги Шри Паттабхи Джойса. И, конечно же, любой, кто знаком с их теорией и практикой, знает, что в базе обеих школ — одинаковый практический подход, подаренный миру одним из величайших Мастеров Йоги, живших в этом столетии, — доктором наук Шри Кришнамачарьей.
Шри Кришнамачарья был преподавателем как господина Айенгара, так и Паттабхи Джойса. Но прямым наследником самого Кришнамачарьи есть его сын — Три Т. К. В. Десикачар. Винийога господина Десикачара есть третьей современной ветвью учения великого Мастера.

В собственной деятельности по теории и развитию практики йоги Шри Т. К. В. Десикачар опирается на изначальные трактовки, сформулированные самим Кришнамачарьей, одним из центральных элементов которых есть его интерпретация бессмертных Йога-Сутр Патанджали.
Мы полагаем, что без Йога-Сутр в трактовке Кришнамачарьи серия Антология йоги была бы неполноценной, и исходя из этого с удовольствием воображаем читателю работу Шри Т. К. В. Десикачара, в которой он интепретирует Йога-Сутры Патанджали и комментирует их в строгом соответствии с тем, как это делал его папа.Гуру, забывший своего гуру 1 страница
Право первого издания данной работы на русском было предоставлено мне лично господином Десикачаром в январе 1995 года. Быть может, кое-какие из интерпретаций господина Десикачара покажутся спорными знатокам санскрита. Это конечно, поскольку сама по себе сутра — метод подачи информации, допускающий множество разных толкований…

Однако, ни за что не отказываясь от трезвого критического подхода к анализу представленного материала, читателю имеет суть не забывать о том, что в базе интепретаций, данных Кришнамачарьей, лежит проверенная многими поколениями мастеров надежная действенная практика.

ПОСВЯЩЕНИЕ

Я посвящаю это издание доктору наук Вильяму Скелтону из Колгейтского университета, выразившему духовную сущность определения йоги на основании текстов Бхагават Гиты как способности функционировать с высшим мастерством, а не для собственной корысти.

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Многие из моих друзей внесли свою лепту в данный проект, но нескольким я желаю выразить очень глубокую признательность за их неоценимую помощь и назвать их поименно: Мари Луизу Скелтон, за управление проектом и помощь в редактировании; фонд изучения Великих Религий Мира при Колгейтском университете и его директора доктора наук Джона Росса Картера, за щедрую помощь; Билла и Майкла Смита Харвея за помощь в редактировании; Р. Брабхакара за просмотр публикуемых подробностей;
С. Шидхарана за помощь в подготовке отпечатанной рукописи.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Веды, источник индийской мысли, вдохновили великих мудрецов прошлого представить шесть философских школ, известных как даршаны. Даршана свидетельствует зеркало, которое может отразить чью-либо жизнь в целом. Любая из шести даршан разглядывает жизнь с определенной точки зрения: ее происхождение; ее страдания; средства успехи высшего счастья и достижение высшего знания. Йога есть одной из даршан.

Ее создатель — Патанджали, о котором мало что известно.

Имеется люди, верящие в то, что он являлся инкарнацией божественного змея Ананты, на котором покоится вселенная. Другие идентифицируют его с грамматистом Патанджали, жившим во втором столетии до нэ.
Патанджали представил собственную работу в стиле, именуемом сутра. Сутра определяется как произведение, содержащее маленькое количество слов, свободное от амбициозности, содержательное, и утвердительное по форме. Слова сутры, собранные совместно, не формируют кроме того полного предложения.

Сутра связывает учителя и учение, но сама по себе она неимеетвозможности растолковать каждое положение. Ее стиль так лаконичен, что ее возможно легко выучить на память.

И вправду, первым шагом ученика есть зазубривание сутры. Долгое время Преподаватель заставляет ученика читать сутру в правильном соответствии с оригиналом. (Мы должны не забывать, что в то время превалировали устные наставления.) И лишь затем преподаватель начинает истолковывать ее суть.
Йога не есть уникальным изобретением Патанджали, да он этого и не утверждает. Йога — как слово и как мысль — упоминается в Ведах, Упанишадах и других индийских текстах. Существуют разные по смыслу значения этого слова.

Патанджали с присущей ему гениальностью сформулировал понятие йоги, связав ее с умственной деятельностью.
Определение йоги, данное Патанджали, звучит следующим образом: Йога имеется свойство направлять разум только на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь (Сутра 1.2). До тех пор до тех пор пока это состояние не будет реализовано, человек не сможет всецело связать себя с Всевышним. Неповторимое определение йоги, данное Патанджали, — это лишь первый его вклад в проблему мышления.

Он разбирает функционирование разума и упоминает бесчисленные средства, помогающие привести в порядок возмущенное сознание. Наличие стабильного ума в здоровом деле есть целью йоги Патанджали. Он не настаивает на вере в Всевышнего.

Он не ссылается на толкование Всевышнего в Ведах.

Его Всевышний не Хозяин мира, а Преподаватель. Как раз из-за для того чтобы подхода он поддавался критике со стороны Вьясы, Шанкары и Рамануи, в то время, когда они комментировали его способы стабилизации мышления.
Эта публикация основана на мудрости Шри Т. Кришнамачарьи, неповторимого Мастера, известного своими познаниями во всех школах Веды и совершенствующегося в йоге более шестидесяти лет. Сопереживание, присущее ему как целителю больных, его глубина знания и ораторское искусство санскрита, его анализ роли занятий йогой для людей всех национальностей и верований сделали его общим преподавателем. Но эта публикация не должна восприниматься новичками в качестве полного изложения учения Кришнамачарьи.

ГЛАВА 1

SAMADHIPADAH
Сутры Патанджали представлены в четырех главах. Первая глава названа Самадхипада (глава о самадхи). Эта глава определяет йогу и ее характеристики.

В ней обсуждаются неприятности, которые связаны с достижением состояния йоги, и методы разрешения этих неприятностей.

1-1

atha yoganusasanam

Первая сутра вводит в существо разглядываемого вопроса, как это и положено в соответствии с устными традициями. В старой санскритской литературе принято, что первое слово, атха, является дополнением к молитве, снабжая успешное завершение и благоприятное начало грядущей работы.
С этого начинается авторитетное наставление по йоге.
Патанджали отмечает, что разглядываемый предмет имеет старую предысторию и сам он не есть его основоположником. Но, изучив этот предмет до нужной глубины под управлением наставника, он стал достаточно компетентным, дабы поделить постигнутое со собственными последователями. Избранный им стиль в полной мере подходит для передачи новым ученикам в классической устной манере.

1-2

yogasgcitta vrttinirodhah

Что такое йога? У этого слова большое количество интерпретаций, и оно многому соответствует. Патанджали приводит собственный определение данного слова.
Йога имеется свойство направлять разум только на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Объект наблюдения возможно как внешним по отношению к нам, так и внутренним — частью нас самих. Но это возможно и область заинтересованностей, концепция либо что-то, находящееся выше уровня людских ощущений, скажем, Всевышний.

1-3

tada drastub svarupe ‘vasthanam

Тогда делается очевидной свойство осознавать объект всецело и верно.
В состоянии йоги появляется свойство осуществлять контроль вымышленные элементы и всевозможные предубеждения. Их влияние значительно уменьшается либо исключается вовсе. Убираются все препятствия к обновленному постижению.

1-4

vrttisarupyamitaratra

При отсутствии состояния ума, именуемого йогой,
Свойство понимания объекта или замещается его ментальной концепцией, или попросту отсутствует как таковая.
Возбужденный разум редко выдерживает одно направление. Кроме того если он это делает, познание объекта будет фальшивым.

1-5

vrttayah pancatayyah klistaklistah

Что такое разум? Патанджали определяет его через свойственные ему проявления*. Разум не может быть воспринят в противном случае, как при помощи этих проявлений.
Существуют пять проявлений разума. Каждое из них может принести пользу и каждое может принести вред.
Будут ли эти проявления нужны либо вредны, сходу не светло. Лишь время выяснит их действие.

1-6

pramana viparyayavikalpanidrasmrta yah

Пять проявлений — это постижение, превратное познание, воображение, память и глубокий сон.
Каждое ментальное проявление владеет собственными чертями. Они не всегда очевидны, но смогут быть выявлены. Их влияние (в разных комбинациях) и действие на отечественное поведение определяют отечественную индивидуальность.

1-7

pratyaksanumanagamah pramanani

Каждое из проявлений имеет четко выраженный темперамент.
Постижение базируется на прямом наблюдении за объектом, информации и умозаключении из авторитетных источников.
Разум регистрирует объект при помощи собственных ощущений. Но в случае если дешёвая информация неадекватна либо недостаточна для чувственного восприятия, другие способности, типа памяти и логического мышления, снабжают более полное постижение объекта, о котором делается умозаключение. Подобным образом, мы принимаем места, концепции и людей, находящиеся вне отечественного прямого наблюдения.

Но постижение в состоянии йоги отличается от всех обрисованных выше вариантов постижения.
В этом состоянии оно в основном соответствует подлинной природе объекта.

1-8

viparyayo mithyajnanamatadrupa pratistham

Превратное познание — это такое познание, которое воспринимается как верное до тек пор, пока более благоприятные условия не откроют подлинную природу объекта.
Превратное познание обусловлено ошибочным наблюдением либо неправильной интерпретацией замеченного. Обстоятельством есть отечественная неспособность к глубокому пониманию замеченного, появляющаяся из-за влияния прошлого опыта и изменившихся условий. Неточность возможно выявлена позднее, быть может и ни при каких обстоятельствах.

Цель практики йоги — распознавать и осуществлять контроль случаи неправильного постижения (см. главу 2).

1-9

sabdajnananupati vastusunyo vikalpab

Воображение — это постижение объекта, основанное лишь на выражениях и словах. Кроме того при отсутствии объекта.
Это происходит при отсутствии прямого восприятия. Применение ссылок на побочные толкования и значения, ассоциативные образы, которые связаны с обрисовывающими словами, приводит воображение к постижению.
Помощь оказывает применение поэзии либо ораторского мастерства. Постижение вероятно кроме этого благодаря снам, эмоциям и чувствам. Прошедший опыт, сохраненный в памяти, достаточно довольно часто помогает этому ментальному проявлению.

1-10

abhavapratyayalambana tamovrttirnidra

Глубочайший сон происходит тогда, в то время, когда разум переполнен инертностью и отсутствуют другие проявления.
Сон — это общее и систематично повторяющееся проявление* разума. Инертность может наступить из-за скуки либо истощения и привести ко сну. Сон — это обычное состояние для всех живущих существ.

1-11

anubhutavisa yasampramosah smrtih

Память — это ментальное сохранение сознательного опыта.
Целый сознательный опыт запоминается в памяти. Нельзя сказать, есть ли память подлинной, фальшивой, настоящей либо мнимой.
Каждое из проявлений разума и все они совместно являются подтверждением существования этого разума. Каждое проявление может, в разное время и при разных событиях, быть и нужным, и вредным. Их действие может проявляться как прямо и срочно, так и в виде опосредованных проявлений спустя долгое время.

1-12

abhyasavairagyabhyam tannirodhah

Как мы приходим к состоянию йоги? Что мы должны делать и чего не должны?
Разум может достигнуть состояния йоги при помощи отрешённости и упражнений.

1-13

tatra sthitau yatno ‘bhyasah

Каковы главные черты этих упражнений? Не обращая внимания на отсутствие описания применяемых приемов, следующие две сутры показывают на их свойства.
Упражнение, по большей части, — это верное упрочнение, требуемое для продвижения вперед, поддержания и достижения состояния йоги (см. 1-2).
Выбранные упражнения должны быть корректно освоены под управлением наставника, опытного и осознающего обучаемого. В случае если подходящее упражнение для конкретного обучающегося не подобрано либо не выполняется подобающим образом, вряд ли стоит рассчитывать на достижение успеха.

1-14

sa tu dirghakalanairantaryasatkaradarasevito drdhabhumih

Лишь по окончании долгого исполнения верных упражнений, без перерывов, при наличии хорошего к ним рвения и отношения, возможно достигнуть желаемого.
Простым есть рвение энергично, очертя голову начать занятия и сходу взять итог. Но отвлекающее действие повседневной судьбе и огромное сопротивление ума поощряют нас поддаться людской слабости. Все это ясно.

Все мы склонны к подобному.

Эта сутра подчеркивает необходимость подойти к упражнению трезво, возбудить в себе самодисциплину, хорошее отношение к грядущему труду и познание длительности пути к конечному успеху.

1-15

drstanusravika visa yavitrsnasya
направляться

По мере освоения упражнений мы обнаруживаем, как возрастает отечественная свойство к нейтрализации и самодисциплине побочных действий. В итоге мы можем достигнуть состояния отрешенности, в то время, когда.
На наибольшем уровне отсутствует какое бы то ни было рвение как к высшим ощущениям, так и к феноменальному опыту.
Нужным результатом упражнений являются физическая сила и ловкость, чувствительность и повышенное осознание. Может показаться рвение применять это новое умение для доказательства собственного превосходства. Но все это случайные преимущества и отвлекающие рвения.

И, в случае если мы будем придавать им через чур большое значение, мы можем утратить из виду путь йоги.

1-16

tatparam purusakhyatergunavaitrsnyam

Потом
В то время, когда индивидуум достиг полного понимания собственной подлинной сути, он больше не будет поддаваться отвлекающему влиянию, как изнутри, так и вне его.
Отрешенность начинается по мере самопознания. Неизбежное желание отойти не сможет быть подавлено окончательно. И потому, что оно существует, оно, непременно, снова выйдет на поверхность.

1-17

vitaika vicaranandasmitarupanugamatsampra jnatah

Объект неспешно делается всецело осознаваемым. Сперва на более поверхностном уровне. Со временем постижение делается более глубоким.

И наконец оно делается безграничным.

Достижение таковой глубины понимания приводит к чистой радости. Индивидуум так сливается с объектом, что не подмечает окружения.
Таковой уровень восприятия сути объекта вероятен лишь в состоянии йоги. Довольно часто мы способны осознать поверхностные и самые очевидные элементы. Но постижение не будет полным , пока мы не достигнем точного восприятия самых глубинных слоев.

1-18

viramapratya yabhyasapurvah
samskaraseso ‘nyah

В случае если разум поднимается до состояния йоги и пребывает в нем, то
Простые ментальные возмущения отсутствуют. Но память о прошлом остается.
В этом состоянии восприятие — процесс мгновенный, а не неспешно развивающийся. Воспоминания остаются, помогая нам жить в повседневном мире не вызывая тревог.

1-19

bhavapratya yo videhaprakrtil ayanam

Неизбежно, из-за того что нас в мире многие миллионы,
Будут такие, каковые родятся в состоянии йоги. Им не необходимы упражнения либо самодисциплина.
Но такие люди уникальность и им не нужно питать зависть к. В конечном итоге, кое-какие из них смогут не устоять перед влиянием мирских соблазнов и утратить собственные врожденные свойства.

1-20

sraddhaviryasmrtisamadhiprajnapurvaka
itaresam

Но как же с остальными из нас? Существует ли настоящий шанс достигнуть этого состояния йоги?
Благодаря вере, которая дает хватает энергии с целью достижения успеха вопреки всем случайностям, направление будет выдержано. Реализация целей йоги — это вопрос времени.
Целью есть свойство направлять разум на объект не отвлекаясь, что со временем даст итог в виде ясного и верного понимания выбранного объекта.
Вера — это несокрушимая убежденность в том, что мы достигнем цели. Мы не должны поддаваться самодовольству при успехе либо разочаровываться при неудачах. Мы должны стойко и упорно преодолевать все, что отвлекает отечественное внимание, независимо от того, думается оно нам хорошим либо нехорошим.

1-21

tivrasamveganamasannah

Чем интенсивней усилие и вера, тем ближе цель.

1-22

mrdumadhyadhimatratva’ttato ‘pi visesah

Владеем ли мы (и можем ли владеть) однообразными возможностями?
Глубина веры не однообразна для различных личностей. И она разна в различное время для одной и той же личности. Результаты будут отражать эти различия.
Такие вариации являются продуктом культурной способностей и базы личности.

1-23

Isvarapranidhanadva

Патанджали признает, что попытки поменять состояние отечественного разума в сторону йоги наталкиваются на препятствия, каковые разны по собственной силе. Но тот, кто владеет врожденной верой в Всевышнего, точно способен преодолеть все эти препятствия.

Тот, кто возносит регулярные молитвы к Всевышнему с эмоцией смирения перед его мощью, непременно получит возможность достигнуть состояния йоги.
В следующих сутрах Патанджали дает собственный определение Всевышнего.

1-24

klesakarma vipakasa yairaparamrstah
purusavisesa isvarah

Всевышний — это Высшее Существо, чьи действия ни при каких обстоятельствах не основаны на неправильном постижении.

1-25

tatra niratisayam sarvajnabijam
Как Всевышний возможно таким необыкновенным?
Он знает все, что направляться знать.
Его постижение выше понимания человека.

1-26

tatra niratisayam sarvajnabijam

есть ли Всевышний, в соответствии с Патанджали, ограниченным во времени либо же он не подвластен времени?
Всевышний вечен. В конечном итоге он перво-преподаватель. Он источник Управления для всех преподавателей прошлого, настоящего и будущего.

1-27

tasya vacakah pranavah

Как мы должны относиться к Всевышнему? Как нам к нему обращаться?
Методом, самые соответствующим Его качествам.
В различных религиях и различных культурах употребляются разные слова для описания Всевышнего. Но, независимо от исповедуемой религии, единственно ответственным есть то, что мы высказываем Всевышнему собственный наивысшее уважение и делаем это безо всяких внутренних противоречий.

1-28

tajjapastadarthabhavanam

Как мы устанавливаем сообщение с Всевышним?
Чтобы связаться с Всевышним, нужно систематично и верно обращаться к Нему и думать о Его качествах.
Патанджали считает необходимым всегда размышлять о преимуществах Всевышнего. К этому возможно добавить постоянное повторение Его имени с созерцанием и молитвой. Но молитва и механическое повторение ненужны, если они не сопровождаются осознанной мыслью, глубоким уважением и рассуждениями.

1-29

tatah pratyakcetanadhigamo ‘pyantarayabhavasca

Тому, кто верит в Всевышнего, такие размышления принесут несомненную пользу.
Со временем человек постигнет собственную подлинную природу. Его не смутят никакие препятствия, каковые смогут появиться на его пути к состоянию йоги.

1-30

vyadhistyanasamsayapramadalasyavirati-
bhrantidassanalabdhabhumikatvana-
vasthitatvani citta viksepaste ‘ntarayah

Что это за препятствия?
Существует девять типов препятствий на пути к формированию ментальной ясности: заболевание, ментальная стагнация, сомнения, недостаточное предвидение, усталость, индульгирование*, иллюзии довольно настоящего состояния собственного разума, деградация и недостаточное упорство. Они являются помехами, потому, что создают ментальные возмущения и содействуют отвлечению внимания.

1-31

duhkhadaurmanasyangamejayatvasvasaprasvasa
viksepasahabhuvah

Можем ли мы выяснить, в то время, когда эти препятствия появляются и в чем проявляются?
Появление всех этих препятствий выражается при помощи одного либо нескольких следующих признаков: ментальный неудобство, негативное мышление, неспособность легко переносить разные позы тела, трудности при контроле дыхания.
Любой из этих признаков может иметь далеко идущие последствия. Следующие восемь сутр содержат советы по определению и преодолению препятствий их признаков. Эти советы нужны как для глубоко верующих в Всевышнего, так и для неверующих.

1-32

tatpratisedharthamekatattvabhyusah

Если вы сможете выбрать подходящее средство для успокоения разума и упражняться в его применении, несмотря ни на какие конкретно провокации, препятствия не смогут укорениться.

1-33

maitrikarunamuditopeksanam
sukhaduhkhapunyapunya visa yanam
bhavanatascittaprasadanam

В повседневной жизни мы видим около себя людей более радостных, чем мы, и людей менее радостных. Кое-какие из них совершают хорошие поступки, другие создают неприятности. Каково бы ни было отечественное простое отношение к таким людям и х поступкам, в случае если мы сможем порадоваться за более радостных и посочувствовать менее радостным, возликовать вместе с создающими вещи, хорошие восторги, и остаться равнодушными к неточностям вторых, отечественный разум станет уравновешенным.

1-34

pracchardanavidharanabhyam va pranasya

В то время, когда мы обнаруживаем препятствие либо симптом препятствия, нам
Может оказать помощь исполнение дыхательных упражнений с применением растянутого выдоха.
Этим приемам нужно обучаться под управлением Гуру (преподавателя).

1-35

visa yavati va pravttirutpanna manasah sthitinibandhini

слух и Зрение играются значительную роль в получении информации для разума. Это двери восприятия, и мы довольно часто являемся их рабами. Но не можем ли мы изучить то, что есть более замечательным в нас, чем отечественные ощущения?

Не можем ли мы обострить их и вынудить помогать нам?
Регулярными изучениями роли ощущений мы можем уменьшить ментальные искажения.

1-36

visoka va jyotismati

Одной из величайших тайн судьбы есть сама жизнь.
В то время, когда мы интересуемся, что имеется жизнь и что сохраняет нас живыми, мы успокаеваем отвлекающие нас мысли.
Рассмотрение вещей более великих, чем мы сами, оказывает помощь выяснить возможность.

1-37

vitaraga visa yam va cittam

В то время, когда мы сталкиваемся с проблемами, громадную пользу может принести совет того, кто уже справился с подобными проблемами.
Таковой совет возможно взят или напрямую от живого человека, или при помощи изучения опыта живого либо уже погибшего человека.

1-38

svapnanidrajnanalambanam va

В случае если мы уверены, что большое количество знаем, мы увеличиваем риск стать самонадеянными в отечественном знании. Последствия будут разрушительными. В конечном итоге, кроме того самые привычные события не всегда нам ясны.
Изучение сна и грёз, и опыт, полученный на протяжении этих состояний, смогут оказать помощь прояснить кое-какие из отечественных неприятностей.
Как освежает хороший ночной сон! Какое беспокойство приносят кошмарные сны!

1-39

yathabhimatadhyanadva

Любое пробуждение интереса успокаивает разум.
Обычно изучение несложных объектов (к примеру — первый крик новорожденного) может оказать помощь успокоить ментальные возмущения. В других случаях оказывает помощь изучение более сложных объектов, типа математических догадок.
Но такие изучения не должны подменять главную цель — постепенное увеличение состояния отечественного мышления от рассеянного до направленного.

1-40

paramanuparamamahattvanto ‘sya vasikarah

Каковы последствия развития этого состояния йоги?
В то время, когда человек достигает этого состояния, нет ничего, что ускользает от постижения. Разум может отследить и оказать помощь осознать простое и сложное, бесконечное и бесконечно малое, осознаваемое и неосознаваемое.
Механизмы для того чтобы постижения разъясняются ниже.

ksinavrtterabhijatasyeva
manergrahitrgrahanagrahyesu
tatsthatadanjanata samapattih

В то время, когда разум свободен от возмущений, появляется возможность вовлечения всех ментальных процессов в изучение объекта. Оставаясь в таком состоянии, вы становитесь всецело загружённым в объект. Тогда разум, подобно отшлифованном а

Альфа состояние — самый простой способ войти в состояние альфа (измененное состояние сознания)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: