Основные этапы развития древнерусской литературы

Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор совсем не решен. без сомнений, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и страны. С учетом своеобразия идей, уникальных и переводных произведений, главных жанров и стилей, возможно выделить в истории развития древнерусской литературы (кроме начального) четыре периода:

— Литература Киевской Руси (11 – первая треть 12 века). Связан с интенсивным развитием древнерусской письменности. Старая Русь знакомится с громадным числом монументов переводной литературы, как канонической, церковной, так и вымышленной, дидактической, исторической и повествовательной.

В это время зарождается и начинается уникальная древнерусская литература. Формируются наиболее значимые жанры – житие, дидактическая и праздничная проповедь, поучение, описание путешествий, летопись, историческая и воинская повесть, сказание. Литература этого периода проникнута патриотическим, гражданским пафосом любви к великой русской почва.

— Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – середина 13 века).Основные этапы развития древнерусской литературы Российская Федерация распадается на последовательность независимых феодальных полугосударств, развитие литературы принимает областной темперамент. Создаются литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево–Черниговская, Галицко–Волынская, Полоцко – Смоленская, Турово – Пинская.

В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, праздничного ораторского красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича; «Киево-Печерский патерик», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника»).

— Литература периода борьбы с иноземными захватчиками и объединения северо-восточной Руси (середина 13 – начало 14 века). Ярко отражена смелая борьба русского народа против иноземных захватчиков. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели Русской почвы». В литературе этого времени главным становятся темы борьбы с иноземными поработителями – монголо-татарами – и упрочнения Русского страны, прославление ратных и нравственных подвигов русских людей.

В это время Епифанием Премудрым был возрожден и поднят на новую ступень художественного совершенства эмоционально – экспрессивный стиль. Предстоящее развитие приобретает стиль исторического повествования, улучшается политическая теория «Москва – третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда»).

В пятнадцатом веке собственного расцвета достигает новгородская литература, и литература Твери. С демократической муниципальный культурой связано «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

Литература этого периода отразила главные черты характера складывающейся русском народности: стойкость, героизм, умение переносить трудности и невзгоды, воля к победе и борьбе. Возрастает интерес к психотерапевтическим состояниям людской души.

— Литература периода упрочнения Русского централизованного страны (16 – 17 века). В шестанадцатом веке происходит процесс слияния областных литератур в одну неспециализированную. Строго прослеживаются две тенденции: одна — соблюдение строгих канонов и правил письменности, церковного обряда, бытового уклада, вторая – нарушение этих правил.

Последняя начинает оказаться не только в публицистике, но и в историческом повествовании и агиографии. Литература, в связи с историческими переменами (крестьянская война Болотникова, борьба с интервенцией) расширяет сферу охвата действительности, изменяет жанровую совокупность, начинает освобождаться от веры в божественное предопределение. Разрушаются правила художественного способа средневековой литературы – символичность, этикетность.

Житие преобразовывается в бытовое биографию.

броское свидетельство того – «Житие Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков в первой половине 40-ых годов XVII века». Во второй половине 17 века убыстряется процесс обмирщения литературы, высвобождения ее из-под опеки церкви, процесс ее демократизации. Классические жанры церковной и рабочий письменности становятся объектами литературной пародии («Повесть и» Казанская «челобитная о Ерше Ершовиче»).

Широкой волной в литературу устремляется фольклор.

Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

Процесс самосознания личности находит отражение в новом жанре – бытовой повести, в которой появляется новый храбрец – купеческий сын либо безродный аристократ. Совместно появляется силлабическая поэзия, школьный театр и придворный, что говорит о торжестве новых начал, что подготавливало появление классицизма в русской литературе.

The history of Russian literature of the 10th-20th centuries


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: