Устройство высшего управления поместных церквей

На протяжении истории поместные Церкви становились все более большими образованиями, но ключевые принципы их внутреннего устройства, будь то митрополии IV века либо позднейшие Патриархаты, оставались неизменными и незыблемыми.

Каноническая база структуры управления во всякой автокефальной поместной Церкви выяснена в 34-м Апостольском правиле: Епископам всякаго народа, — гласит оно, — подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому лишь то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Потому что тако будет единомыслие, и прославится Всевышний о Господе во Святом Духе, Сын и Отец и Святый Дух.

По толкованию Зонары, настоящее правило повелевает, дабы первенствующих епископов в каждой епархии почитали главою и без них не делали ничего для того чтобы, что имеет отношение к неспециализированному состоянию Церкви, каковы, к примеру, догматические изучения, мероприятия по поводу неспециализированных заблуждений, поставления архиереев и тому подобное… Но, — продолжает Зонара, — и первенствующему епископу правило не разрешает, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, функционировать самовластно и без неспециализированного согласия собственных сослужителей делать что-либо указанное выше, либо подобное тому.Устройство высшего управления поместных церквей

Большинство правил, конкретизирующих права и обязанности первоиерарха — главы поместной Церкви, — относятся к IV в. — первой половине V в., исходя из этого в большинстве случаев первый епископ именуется в этих канонах митрополитом.

Правило 9 Антиохийского Собора, по сути, представляет собой развернутый перефраз 3 Апостольского правила. 16 и 20 каноны Антиохийского Собора и 19 правило Халкидонского Собора возлагают на митрополита обязанность созывать Поместные Соборы и предоставляют ему право председательствовать на них. 4 и 6 каноны I Нивейского Собора возлагают на первоиерархов попечение о вдовствующих кафедрах и осуществление управления при избрании епископов, и утверждение избранных.

В соответствии с 9 правилу Халкидонского Собора главе поместной Церкви (экзарху и митрополиту) в собственности право принимать жалобы на епископов и назначать соответствующие расследования. 63 правило Карфагенского Собора предусматривает посещение первоиерархом подчиненных епископий, иными словами, дает ему право визитации.

Наконец, в соответствии с 14 правилу Двукратного Собора, подчиненные первоиерарху епископы обязаны возносить его имя за богослужением: Аще что епископ, — гласит канон, — поставляя предлогом вину собственного митрополита, прежде соборнаго раз-смотрения, отойдёт от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодойствии; о таковом святый Собор выяснил: да будет низложен….

Так, обязанности, возлагаемые в соответствии с канонами на Первоиерарха поместной Церкви, не сводятся к председательству в соборе епископов, как это пробовали представить в русской церковной печати начала XX века приверженцы обновленческой тенденции [1].

В правилах, но, выяснены и границы власти Первоиерарха. В делах, касающихся всей поместной Церкви, он неимеетвозможности решать ничего серьёзного без согласия собора епископов (Апост. 34, 74; Антиох.

9, 19). Первоиерарх избирается и поставляется собором зависящих от него епископов; и при печальной необходимости подлежит их суду (1-е прав. Ефесск.

Соб.). В парикии подчиненного ему епископа первоиерарх имел возможность функционировать только как административная власть, но не как архиерей: он не вправе был тут ни рукополагать, ни учить, ни выполнять каких-либо архиерейских действий без согласия местного епископа (Кормч. гл. 58; Ответ еп.

Кипрского Иоанна III).

При ответе церковных дел Первоиерарх действует не единолично, а от лица всей поместной иерархии, которая представлена на Соборе. Через Собор проявляется экклезиологический принцип равенства духовной власти, равенства служения всех епископов, независимо от их титулов и принадлежащей им административной власти, о чем с превосходной глубиной и силой сказал Патриарх Сергий при его наречении во епископа: Само епископское служение в его сущности… неизменно и везде остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом какое количество либо в ничтожном Сасиме [2].

В соответствии с 37 Апостольскому правилу, созыв собора происходит два раза в году: В первоначальный раз, в четвертую семь дней Пятидесятницы, а во вторый, октября во вторыйнадесять сутки. Потом Трулльский Собор издал новое правило: созывать собор не реже одного раза в год: Но как, по обстоятельству набегов дикарей, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы два раза в году, то разсуждено: для могущих, как возможно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето… в том месте, которое, как выше речено, изберет епископ митрополии (8 прав.).

По кличу первоиерарха все епископы обязаны являться на указанное им место. Отсутствующие без уважительной обстоятельства подлежат прещениям (IV Всел. 19; Карф.

87; Трулл.

8).

Дабы распоряжения Собора имели законную силу, он, в соответствии с канонам, обязан состоять не меньше чем из 3 иерархов — митрополита и двух епископов (Антиох. 16, 20). Карфагенский Собор в собственном 12 правиле предусматривает присутствие 12 епископов для суда над епископом, 6 для суда над пресвитером, 3 для суда над диаконом.

Но в судебной практике Старой Церкви это правило не считалось необходимым.

В случае, если бы местные гражданские главы воспрепятствовали епископу явиться на собор, то, в соответствии с церковным канонам, они подлежат отлучению (VII Всел. 6), а на основании 137-й новеллы Юстиниана такие главы отстранялись от собственной должности.

К компетенции собора относятся все дела, касающиеся церковной области, но, конечно, решаться эти дела должны на общецерковных основаниях, в соответствии с канонами и догмами; в другом случае поместная Церковь рискует отпасть от кафолического единства. По определению VII Мирового Собора, вопросы, относящиеся к ведению соборов, разделяют на канонические и евангельские.

В соответствии с толкованию Вальсамона, канонические предания сущность: законные и незаконные отлучения, определения клириков, управление епископским имуществом и таковое, другими словами все, относящееся к области церковного управления и суда, а евангельские Божий заповеди и предания сущность: крестить во Сына и Имя Отца и Святаго Духа; не прелюбы сотвори, не любодействуй, не лжесвидетельствуй и подобное (иными словами, литургическая судьба Церкви, вероучение и христианская нравственность). В соответствии с 37 правилом и Апостольским 20 правилом Антиохийского Собора к компетенции Собора относятся и рассуждения о догмах благочестия.

Поместный Собор есть кроме этого и судебным учреждением. Он представляет собой первую инстанцию при рассмотрении споров между епископами о границах их областей (IV Всел, 17; Трулл. 25), по жалобам клириков на чужого архиерея (IV Всел.

9) и по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с преимуществом архиерейского сана (Ант. 12).

А для клириков и всех мирян, в отношении которых епископ изрек решение суда об их отлучении, Поместный Собор представляет собой вторую апелляционную инстанцию (I Всел. 5; Ант. 6, 14, 15).

1. См., к примеру: Аксаков Н. каноны и Патриаршество. СПб., 1906. ^

2. Патриарх Сергий и его духовное наследие. С. 54. ^

Православные поместные церкви


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: