Вопрос. сравнительная характеристика линейной и концентрической структур школьного исторического образования

Закон РФ «Об образовании», ответ коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных

учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой содержания и структуры исторического образования, каковые снабжают становление целостной и завершенной совокупности знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной школе ).

В главной и полной школе(5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая совокупность изучения предметов. В переходный период обострилась неприятность структуры исторического образования в связи с неподготовленностью преподавателя к работе в новых условиях.

Под структурой знают порядок, последовательность преподавания направлений глобальной и отечественной истории.

В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Данный принцип лежал в базе школьного курса истории в течении 43 лет.

С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Но 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Распоряжение «Об трансформации порядка преподавания истории в школах», в следствии чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования.Вопрос. сравнительная характеристика линейной и концентрической структур школьного исторического образования

Структура школьного исторического образования

Класс Исторический курс Количество

часов в неделю

5 Эпизодические рассказы по истории СССР 2

6 История старого мира 2

7 История средних столетий (до середины XVIII века) 2

8 История СССР с старейших времен до конца XVIII века 2

9 Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) 3

10 Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (В первую очередь 4

XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных государств

(1917-1939 гг.)

11 История СССР (с 1936 г. сейчас). Новей- 3

шая история зарубежных государств (с 1939 г. до настоящего

времени)

Линейная структура, как видим, предполагает изучение последовательных этапов историис старейших времен в течении всего школьного курса – любой этап один раз.

Хорошие стороны линейного построения:

— соответствует структуре исторической науки.

— Размещение материала конечно; обучающиеся, заканчивающие школу , приобретают полное представление об историческом развитии человечества.

— При экономии времени линейный принцип разрешает избежать повторений.

— Изучение нового материала поддерживает интерес обучающихся к предмету.

Такая структура разрешает придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Она позволяет вырабатывать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и быстро излагать исторические факты, вносить трансформации в содержание исторического образования. Неспециализированное содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке.

Минусы линейного построения:

— история средних веков и древнего мира, каковые изучались в младших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить данный пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности возвратиться к данным периодам на более большом теоретическом уровне нет.

— обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный темперамент.

— нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной истории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом.

Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый.

В значительной степени действием идей концентризма разъясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории

Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г.

Хорошие стороны концентрического построения:

— Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и

тот же вопрос рассматривается пара раз в различных классах, причем его содержание неспешно расширяется, обогащается новыми сведениями, зависимостями и связями.

— верно выяснен количество, формы изложения и специфика содержания исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными изюминками.

Недочёты: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные направления- перегрузка фактологическим содержанием школьных книжек, дублирование тем; большая часть школьных преподавателей воспитывалось на правилах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.

Главной причиной перехода на новую структуру стал Закон РФ «Об образовании», в соответствии с которому вводится необходимое главное (девятилетнее) образование. Сейчас выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:

Главная школа (5-9-й классы) 1-й концентр

Интегрированный курс Раздельные направления

«мир и Россия» отечественной и общей истории

5 кл. История старого мира 5 кл. История старого мира

6 кл. мир и Россия в средние века 6 кл. История средних столетий (финиш XV века)

История Отечества (до XVII века)

7 кл. 7 кл. История Нового времени

мир и Россия (XV век – финиш XIX века –

8 кл. в Новое время 8 кл. начало XX века)

История Отечества (до века и начала)

9 кл. мир и Россия 9 кл. Новейшая история мира (XX век)

в Новейшее время История России (XX век)

Полная школа(10-11-й классы) – 2-й концентр

Непрофильные школы Гуманитарные школы

История России с старейших Русский цивилизация

времен до наших дней История мировых цивилизаций

Модульные направления:

Главные вехи История всемирный культуры

в историиИстория атеизма и религии

Мировые религии

Киевская Русь в контексте

культуры и мировой истории

Зарубежная история XX века

Функции истории и историческое образование


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: