Закон РФ «Об образовании», ответ коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных
учреждениях» обосновывают необходимость формирования новой содержания и структуры исторического образования, каковые снабжают становление целостной и завершенной совокупности знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной школе ).
В главной и полной школе(5-9-й и 10-11-й классы) введена концентрическая совокупность изучения предметов. В переходный период обострилась неприятность структуры исторического образования в связи с неподготовленностью преподавателя к работе в новых условиях.
Под структурой знают порядок, последовательность преподавания направлений глобальной и отечественной истории.
В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Данный принцип лежал в базе школьного курса истории в течении 43 лет.
С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Но 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Распоряжение «Об трансформации порядка преподавания истории в школах», в следствии чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования.
Структура школьного исторического образования
Класс Исторический курс Количество
часов в неделю
5 Эпизодические рассказы по истории СССР 2
6 История старого мира 2
7 История средних столетий (до середины XVIII века) 2
8 История СССР с старейших времен до конца XVIII века 2
9 Новая история (1640-1870 гг.). История СССР (XIX век) 3
10 Новая история (1870-1918 гг.). История СССР (В первую очередь 4
XX века до 1936 г.). Новейшая история зарубежных государств
(1917-1939 гг.)
11 История СССР (с 1936 г. сейчас). Новей- 3
шая история зарубежных государств (с 1939 г. до настоящего
времени)
Линейная структура, как видим, предполагает изучение последовательных этапов историис старейших времен в течении всего школьного курса – любой этап один раз.
Хорошие стороны линейного построения:
— соответствует структуре исторической науки.
— Размещение материала конечно; обучающиеся, заканчивающие школу , приобретают полное представление об историческом развитии человечества.
— При экономии времени линейный принцип разрешает избежать повторений.
— Изучение нового материала поддерживает интерес обучающихся к предмету.
Такая структура разрешает придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Она позволяет вырабатывать понятия, выявлять причинно-следственные связи, ярко и быстро излагать исторические факты, вносить трансформации в содержание исторического образования. Неспециализированное содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке.
Минусы линейного построения:
— история средних веков и древнего мира, каковые изучались в младших классах, усваиваются на элементарном уровне. Попытки восполнить данный пробел вели к перегрузке ребенка. Возможности возвратиться к данным периодам на более большом теоретическом уровне нет.
— обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный темперамент.
— нарушалась синхронизация отечественной и зарубежной истории, у школьников не создавалось целостного представления о прошлом.
Переход к концентрической структуре школьного исторического образования в середине 90-х гг. воспринимался как новый.
В значительной степени действием идей концентризма разъясняется введение в дореволюционной школе пропедевтического курса истории
Последняя попытка перехода к концентрической структуре исторического образования предпринята в 1993 г.
Хорошие стороны концентрического построения:
— Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и
тот же вопрос рассматривается пара раз в различных классах, причем его содержание неспешно расширяется, обогащается новыми сведениями, зависимостями и связями.
— верно выяснен количество, формы изложения и специфика содержания исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными изюминками.
Недочёты: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные направления- перегрузка фактологическим содержанием школьных книжек, дублирование тем; большая часть школьных преподавателей воспитывалось на правилах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.
Главной причиной перехода на новую структуру стал Закон РФ «Об образовании», в соответствии с которому вводится необходимое главное (девятилетнее) образование. Сейчас выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:
Главная школа (5-9-й классы) 1-й концентр
Интегрированный курс Раздельные направления
«мир и Россия» отечественной и общей истории
5 кл. История старого мира 5 кл. История старого мира
6 кл. мир и Россия в средние века 6 кл. История средних столетий (финиш XV века)
История Отечества (до XVII века)
7 кл. 7 кл. История Нового времени
мир и Россия (XV век – финиш XIX века –
8 кл. в Новое время 8 кл. начало XX века)
История Отечества (до века и начала)
9 кл. мир и Россия 9 кл. Новейшая история мира (XX век)
в Новейшее время История России (XX век)
Полная школа(10-11-й классы) – 2-й концентр
Непрофильные школы Гуманитарные школы
История России с старейших Русский цивилизация
времен до наших дней История мировых цивилизаций
Модульные направления:
Главные вехи История всемирный культуры
в историиИстория атеизма и религии
Мировые религии
Киевская Русь в контексте
культуры и мировой истории
Зарубежная история XX века
Функции истории и историческое образование
Удивительные статьи:
- Мне нравится представлять альтернативные реальности
- Фразеологизмы. ошибки, вызванные неверным употреблением фразеологизмов
- Часть iii. проблемы общей теории перевода 155
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Вопрос. методика обучения истории в начале xx века
Педагоги этого периода стремились строить уроки, каковые бы стимулировали познавательную деятельность учеников, формировали у них потребность к…
-
Тема 3. государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции
Пояснительная записка Курс «Методика преподавания истории» нацелен на восприятие студентами 3 – 4-5 курса очного отделения систематических знаний по…
-
Раздел 10. методика обучения обществоведению в школе
Тема 35. Обществоведение в школе: прошлое, будущее и настоящее курса. Становление курса «Обществоведение» в 1920 –е гг. методики изучения и Изменение…
-
Методические рекомендации и задания к лабораторным работам на iii курсе (16 часов)
Тема 1. Госстандарт исторического образования. Базисное содержание исторического материала (2 часа) Понятие Национальный образовательный стандарт есть…