Вывод: Толстой, сопоставляя Наполеона и Кутузова, говорит о том, что Кутузов – народный полководец, близкий к воинам, несущий в себе естественность, подлинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.
Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о вторых.
Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).
Подведение итогов урока
Домашнее задание
1. Просматривать 4 том: часть 1 гл. 11-13; часть 2 гл. 12; часть 3 гл. 1,3,5,6, 11; часть 4 гл. 11, 12, 13.
2. Подготовить сообщения: «Образ Платона Каратаева», « Образ Тихона Щербатого» « Петя Ростов в партизанском отряде».
УРОК 8,9
«Идея НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
ЦЕЛЬ УРОКА: проследить изображения народа как носителя лучших людских качеств, ведущую роль народа в истории, т.е. как реализуется в романе «идея народная»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения обучающихся
Движение УРОКА
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Вступительное слово преподавателя.
На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: осознать, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке приобретали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении Отечественной 1805 войны и войны года 1812 года. Мы осознали, критерий толстовской оценки судьбы: все оценивается по близости к близости жизни и живой природы к народному духу.
Все, что неясно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, к примеру, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, — основная идея романа.
«Народная идея», которую обожал Толстой, раскрывается в романе в двух качествах:
— в историко-философском замысле – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;
— в морально-психотерапевтическом замысле – в утверждении, что народ имеется носитель лучших людских качеств.
Оба этих замысла, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу автор делает выводы о собственных храбрецах.
Беседа
— Из-за чего народ есть ведущей силой истории?
В философии истории автор говорит, что всякое историческое событие происходит лишь при совпадении поступков и интересов людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская победа и битва в войне проистекали из единства заинтересованностей русских людей, не хотевших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны имеется грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа.
Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на мужики и батарея Раевского-ополченцы, торговец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все ощущают и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят лишения и любые трудности во независимости Отечества и имя жизни.
То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, имеется, скорее, нация. В единой борьбе с неприятелем совпадают поведение и интересы Наташи Ростовой, ее Николая и братьев Пети, Пьера Безухова, семьи Болконских, Багратиона и Кутузова, Долохова и Денисова, «саратовской помещицы» и молоденького офицерика, покинувшей со собственными шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не меньше храбрецы истории, чем старостиха Василиса либо Тихон Щербатый.
Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Базой национального единства есть несложной народ, и к нему пытается лучшая часть дворянства. Храбрецы Толстого лишь тогда находят собственный счастье, в то время, когда не отделяют себя от народа.
По близости с народом Толстой оценивает собственных хороших храбрецов.
— Из-за чего так стремятся к народу герои романа? Из-за чего «воином, несложным воином» желает быть Пьер?
Народ имеется носитель лучших людских качеств. «…Они все время до конца жёстки и спокойны… Они не говорят, но делают» — думает Пьер.
— Какие конкретно же качества в народе создатель вычисляет лучшими?
Это и свойство идти на лишения и жертвы во имя Отчизны, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, ненависть и миролюбие к «миродерам». Все эти качества видим в воинах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Но Толстой вычисляет хорошими и другие качества, каковые больше всего свойственны в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость судьбы.
— Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на вторых мужиков?
В Каратаеве, как и в других мужиках, имеется хорошие качества: простота, самообладание, умение приспособиться жить в произвольных событиях, вера в судьбу, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но имеется в нем и второе: доброта делается в нем всепрощением (и к неприятелям также), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к судьбе (везде ему прекрасно), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – полным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»).
Как же оценивать для того чтобы человека? Качества его, как хорошие, так и отрицательные, свойственны русскому крестьянству. Толстой вычисляет Каратаева «олицетворением всего русского, хорошего и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13).
Наивность, стихийность, покорность событиям имеется и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах вторых крестьян главными являются активные начала.
Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же основное – всепрощение, приспособленчество к судьбе, и как раз за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого собственного храбреца.
ВЫВОД: Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» выяснили мира «и жанр Войны» — роман-эпопея.
Толстой желал продемонстрировать: народ-храбрец; народ, воздействующий на историю.
Основная задача писателя могла быть решена как раз в романе-эпопее, поскольку эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, кроме того всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами людей и мира.
Роман «Война и мир» — это народно-смелая эпопея, основная идея которой: народ – носитель нравственности.
1. Народ – воплощение нравственных совершенств.
2. Война – силы глубины духа и проверка патриотизма.
3. Движущая сила истории – народ.
4. Лишь личность, близкая к народу, может оказывать влияние на события.
5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.
5. Закрепление в форме фронтального опроса:
1. Как Л.Н.Толстой осознаёт слово «народ»?
2. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие конкретно храбрецы вам особенно запомнились?
3. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?
4. Какую роль сыграло партизанское перемещение в Отечественной войне 1812 года?
5. Как осознаёте слова Толстого «роевое начало»?
6. Каким героям романа самый свойственны черты русского национального характера?
7. Из-за чего «идея народная» — любимая идея Толстого в романе? В чем ее суть?
Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание:
- Сообщения «Образ А. Болконского», « Образ П. Безухова»
УРОК 10,11
ТЕМА: «БЫТЬ В полной мере ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
ЦЕЛЬ: осознать, какую жизнь Толстой именует мирной и настоящей; выяснить правила изображения хороших храбрецов; выяснить главные этапы внутреннего развития князя Болконского
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа с элементами спора; сообщения обучающихся; независимая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Черта Андрея Болконского»
Движение УРОКА
Орг. момент
Школа Последний звонок. Признание. 2013 Изюмское видео
Удивительные статьи:
- Учреждение святейшего синода
- Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов
- Вселенская катастрофа, гибель даарии
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Л. Н. Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, характер и направление событий…
-
Классный час. RPG О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ Цель:в игровой форме познакомить обучающихся с историей происхождения табакокурения, его отрицательным действием на…
-
I. вступительное слово учителя
Отгадайте букву. Ходит пешком Калач с посошком. (БукваЮ.) Е. Тарлапан Разгадайте ребусы. – Какую букву сейчас будем писать? Поведайте, что вы понимаете…
-
I. организационный момент. ii. вступительное слово учителя
Итак, приятели, внимание! Вот прозвенел звонок. Садитесь эргономичнее, Начнём скорей урок. II. Вступительное слово преподавателя. – На какие конкретно…