Западные канонические сборники vii-ix вв

В первой половине VII столетия был составлен Кодекс Испанской Церкви, что приписывается св. Исидору Севильскому (†636 г.). Основанием для таковой атрибуции помогает то, что предисловие к сборнику читается и в Этимологиях св.

Исидора.

Компиляция складывается из двух частей. В первую вошли каноны Соборов в составе, близком сборнику Дионисия, но в другом переводе. Не смотря на то, что данный перевод и был выполнен в Италии в пятом веке, но потому, что он включен в Испанский кодекс, то стал называться Перевод Исидора (Versio Isidoriana).

К правилам, переведенным с греческого языка, добавлены, как и у Дионисия, каноны Сардикийского и Карфагенского Соборов в латинском оригинале. Особенность этого сборника пребывает в том, что не считая канонов, признанных Мировым Церковью, в него вошли правила испанских и галльских Соборов. Вторую часть сборника составляют папские декреталы; от Дамаса до Григория Великого.

Важность данной компиляции в истории Церкви разъясняется в первую очередь тем, что она послужила базой для известного сборника Псевдо-Исидоровых декреталов (Collectio canonum Isidori Mercatori). Сборник складывается из трех частей. Первая часть включает в себя 50 Апостольских правил и 60 декреталов 30 римских пап: от священномученика Климента до Мелхиада,предшественника Сильвестра.

Во вторую часть вошли четыре статьи, и среди них так называемая дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру, каноны Восточных Мировых и Поместных Соборов и некоторых Западных — африканских, испанских, галльских.Западные канонические сборники vii-ix вв В третью часть включены пара статей и декреталы пап: от Сильвестра до Григория II (†735 г.).

Сборник Лже-Исидора (либо Псевдо-Исидора) полон фальсификатов. Фальсификатом есть грамота Константина Великого папе Сильвестру, так называемый дар Константина (Donatio Constantini), в которой говорится, что император покидает Рим и Италию и переносит собственную столицу в Константинополь, по причине того, что ему неприлично оставаться подле Римского первосвященника, в дар которому он отдает Латеранский дворец, Рим, Италию и целый Запад совместно со символами императорского преимущества. Данный фальшивый документ потом был заимствован в Византии и вошел в отечественную Кормчую.

Фальшивы все декреталы пап трех первых столетий из части I сборника, и 35 декреталов из части III, причем подлог очень неотёсан, полон анахронизмов. Для доверия к этим декреталам требуется громадная неискушенность в церковной истории, которая вправду господствовала тогда на Западе, кроме того среди учёных и иерархии монахов. Папы первых столетий в лже-декреталах цитируют Библию по Вульгате; отец Виктор (†202 г.) переписываетсяс Александрийским епископом Феофилом (†383 г.); отец Мелхиад пишет о распоряжениях Никейского Собора, не смотря на то, что он погиб за 11 лет до него; отец Анаклет (I в). говорит о сане Патриарха и митрополита, показавшихся в Церкви столетия спустя.

Сборник был составлен в девятом веке (847-852 гг.) во Франкской империи. Это доказывается тем, что первые ссылки на Лже-Исидоров сборник видятся в актах Суассонского Собора 853 г. Во второй половине IX века на эту компиляцию ссылался отец Николай I в споре с Константинопольским Патриархом Фотием.

О том, что отечеством Лже-Исидора есть Франкское государство, свидетельствует язык, которым написан сборник: латынь тут изобилует галлицизмами. Как отмечал А.С. Павлов, то событие, что Лже-Исидор забрал для собственной фабрикации не местный, либо, лучше сообщить, не общепринятый на Западе канонический кодекс, каковым был тогда сборник Дионисия Малого, а менее узнаваемый Испанский сборник, легко разъясняется жаждой автора скрыть собственные подлоги и связать их с авторитетным именем св.

Исидора Севильского, которого чтила и Франция [1].

Цель сборника заключалась в церковно-юридическом обосновании ограничения власти светских правителей в Церкви. А для этого проводится линия на усиление власти епархиальных пап и епископов.

Во многих местах фальшивых декреталов не согласится право светских их чиновников и государей делать выводы духовных лиц по гражданским и уголовным делам, четко проводится идея, что епископы, в примасов и обход митрополитов, должны конкретно подчиняться папам, тем самым подрывается поместный строй церковного управления. В лже-декреталах отвергается университет хорепископов. Не только епископам, но и всем клирикам предоставляется право апеллировать к папскому престолу, а папе — бесконечное право отменять каждые решения суда церковной власти всех инстанций.

По словам Н.С. Суворова, личность настоящего автора подлога… не установлена наукой, не смотря на то, что майнцский дьякон Бенедикт Левита (в случае если это не псевдоним) подозревается в авторстве либо близкой соприкосновенности к составлению этого сборника [2].

Лже-Исидоров сборник в течение многих столетий признавался на Западе настоящим и являлся базой церковного права. Грициан, составивший систематический кодекс западного церковного права — Декрет, черпал собственные материалы из Лже-Исидорова сборника.

Лишь в пятнадцатом веке стали высказываться сомнения по поводу подлинности некоторых декреталов, приписываемых первым папам.

Первое печатное издание Лже-Исидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике реформаторским ученым Блонделем (1629 г.). Затем и католическим ученым стало тяжело обосновывать его подлинность. В восемнадцатом веке братья Баллерини, католики, доказали неподлинность некоторых статей из сборника Лже-Исидора, каковые еще считалисьнастоящими.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что компиляция Лже-Исидора переполнена фальсификатами, и общепринятым его заглавием стало Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора (Collectio falsarum decretamm Isidori Mercatori).

Но в свое время сборник произвел целый переворот в праве Западной Церкви. Как раз начиная с этого сборника декреталы Римских первосвященников стали по важности занимать ведущую плозицию среди источников церковного права. При ответе тяжёлых вопросов определения Римских пап с этих пор приобретают важное значение.

Недаром В.Н. Бенешевич писал, что в области церковного права великий раскол случился в девятом веке, в то время, когда на Востоке показался Номоканон в редакции Патриарха Фотия, а на Западе — сборник Лже-Исидора [3].

Ранее появления Лжс-Исидоровой компиляции, в 827 г., аббатом Ансегизом был составлен Сборник капитуляров Франкских императоров Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотаря.

Сборник складывается из 4 частей, две первые содержат законы императоров по церковным делам, две последние — по гражданским. Около середины IX века майнцский дьякон Бенедикт Левита, вероятный составитель Лже-Исидоровых декреталов, составил три дополнительные книги капитуляров, якобы пропущенных аббатом Ансегизом. В конечном итоге же это — лжекапитуляры, каковые содержат в себе разнородный материал, почерпнутый из римского и германского простого права, из творений и Священного писания Отцов Церкви, из канонических сборников, причем с фальсифицированными изменениями и дополнениями.

Как и на Востоке, на Западе взяли распространение сборники правил о покаянии, так именуемые пенитенциалы, подобные греческим канонариям. В первый раз они показались в Британии и Ирландии, Грек Феодор из Тарса, отправленный папой Виталианом в седьмом веке к англо-саксам и поставленный на Кентерберийскую кафедру, занялся приспособлением греческих и латинских покаянных правил к изюминкам Британии. Из данной его деятельности появилась целая несколько англо-саксонских пенитенциалов.

С Английских островов пенитенциалы были перенесены во Франкское королевство монахами Колумбаном и Куммеаном, образовав тут новую группу так называемых франкских пенитенциалов.

1. См: Павлов А.С. Указ. соч. С. 65. ^

2. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 150-151. ^

3. Бенешевич В.Н. Указ. соч. С. 100 (прим. 1). ^

Римский император Константин Великий (рассказывает историк Наталия Басовская)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: