Этапы развития итальянского гуманизма

С трактатов Петрарки началась история гуманизма, что за два века состоялся в собственном развитии пара этапов: гражданский, неоплатонический, оккультный.

Гражданский гуманизм (II добрая половина XIV в. – I добрая половина XV в.).

Идеи Петрарки имели возможность бы остаться лишь фактом его собственного творчества, если бы не продолжатели и последователи из флорентийской интеллектуальной элиты. Канцлерам синьории Салютати и Бруни, просвещенным бюргерам Манетти и Ландини был весьма близок предложенный Петраркой «римский» идеал свободного гражданина, чьи универсальные дары направлены на служение Городу-республике. Политическое устройство Флоренции делало данный идеал убедительным и жизнеспособным.

И до тех пор пока он определял содержание категории «humanitas», длился «гражданский» этап в истории гуманизма.

Неоплатонический гуманизм (II добрая половина XV в. – I добрая половина XVI в.).

Положение изменилось в 30-50 гг. XV века, в то время, когда политический режим во Флоренции стал иным: настоящая власть в республике перешла от избирательных органов к участникам семейства Медичи. И не смотря на то, что Медичи не были узурпаторами и снаружи ничего не поменяли в формах политического устройства, но сейчас рядовой гражданин больше не имел возможности прямо оказывать влияние на власть.Этапы развития итальянского гуманизма Гражданский гуманизм утратил базу в политической действительности, и начался новый этап в истории этого течения.

Он связан с деятельностью Т.Н.

Платоновской Академии – кружка ближайших друзей флорентийского правителя Лоренцо Медичи, в первую очередь с именами М.Фичино и Пико дела Мирандола. Они переосмыслили понятие «humanitas», придав ему новое содержание. В «Речи о преимуществе человека» Пико дела Мирандола провозглашал, что человек – единственное из творений Всевышнего, наделенное правом создания и выбора собственной природы, в то время как все остальные наделены ею от рождения.

Эта свобода самосознания превращает человека в титана и делается новым содержанием категории «humanitas».

Оккультный (либо «волшебный») гуманизм ( какое количество добрая половина XVI в. — начало XVII в.).

Последний этап в истории гуманизма связан с именем Джордано Бруно. Он выдвинул идею человека-волшебника, талантливого замкнуть в собственном сознании Вселенную и, влияя мыслью на образы небесных тел в памяти, перемещать по собственной планет орбиты и воля звёзд. Тот, кто в состоянии овладеть этими знаниями, способен в качестве «управителя Вселенной» практически заместить Всевышнего.

Лекция 18.

Особенности Северного Восстановления. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как монумент литературы

Северного Восстановления

Восстановление севернее Альп отличается и от современного ему итальянского Ренессанса и от стадиально присутствующей средневековой культуры.

Отличия Северного Восстановления от итальянского. Северные гуманисты исходили из принципиально иного, нежели итальянцы, представления о человеке: для итальянцев он был сверхприродным существом, а центральной категорией – «humanitas», северяне, наоборот, были уверены, что человек – это самое природное из всех природных существ, а центральной в их учении стала категория «Натуры» («Natura»). Для них людская («малая») природа заключала в себе все способности, качества и силы, каковые в «громадной» природе рассеяны и рассредоточены.

В людской существе Природа как бы играется собственными возможностями и заставляет его быть таким же артистически изменчивым, другими словами быть лицедеем. Исходя из этого неудивительно, что именно на севере Европы, в Англии, появился великий театр Ренессанса, что итальянцы создать не смогли.

Отличия северного Восстановления от позднесредневековой культуры. Основное – в концепции людской природы. Средневекое представление о ней дуалистично: людская природа расколота на тело и душу. Эти части неравноценны: душа бессмертна, а тело – временно.

Но гуманисты Северной Европы отрицали данный дуализм, потому, что полагали, что богатства людской природы обеспечиваются в равной мере качествами тела и души.

Главой северных гуманистов был великий нидерландец Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) – создатель бессмертной «Похвалы Глупости».

Жанровое и композиционное своеобразие «Похвалы Глупости».

Жанровая природа этого произведения Эразма двойственна, а ее композиция, формально подчиненная делению на главы, по сути двухчастна. То и второе обусловлено тем, что фигура Глупости у Эразма сочетает в себе две ипостаси – олицетворения и парадоксального философа соответствующего порока. В качестве парадоксального философа Глупость выступает глашатаем нелицеприятных истин о пользе неразумия и вреде мудрости; в качестве олицетворения порока – есть объектом осмеяния.

Исходя из этого первая часть «Похвалы» ближе к древнему жанру диатрибы, подразумевающему полемику с отсутствующим оппонентом, чья позиция компрометируется либо отвергается; вторая же восходит к традиции средневековой нравоучительной сатиры, например, — к «Кораблю дураков» С. Бранта.

Проблематика. Сатира в «Похвале Глупости».

Строится как панорама всевозможных видов неразумия, демонстрирующая власть этого порока над человечеством: глупость народов («национальные идеи» как вид неразумия), глупость сословий (социальные модификации неразумия), глупость полов (специфика мужского и женского неразумия) и т.д.

В качестве полемиста в диатрибе Глупость обосновывает парадоксальный тезис: человек может жить и быть наряду с этим радостным лишь благодаря собственному неразумию, в то время как мудрость – его злейший неприятель. И в этом Эразм согласен со своим персонажем: мудрецы стремятся к истине о человеке, но она так безрадостна и неприглядна, что искатели истины не выдерживают этого знания.

Дабы избежать печальной участи мудрецов, человеку достаточно довериться собственной природе, другими словами впасть в иллюзию самообольщения, порождаемой Глупостью. Самовлюбленность (Филавтия), будучи спутницей Глупости, привязывает человека к судьбе и этим выручает от страшных подозрений.

Философская ирония Эразма в «Похвале Глупости» положила начало ответственной традиции в литературе Северного Восстановления (правильнее, Восстановление вне Италии): в творчестве таких корифеев, как Рабле, Сервантес и (в меньшей степени) Шекспир как раз хохот сделался выразителем и носителем самого проблемного и неоднозначного (а потому и самого глубокого) знания о человеке.

Лекция 19

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: