Парение в динамическом восходящем потоке

Цель. Вы должны обучиться обнаружить восходящий поток и набирать высоту, удерживая параплан в зоне потока.

Место полетов. Нам нужен вытянутый и высокий (50 м) склон хребта. Для парения идеально подходят долгие склоны, образующиеся на берегах рек.

Обратите внимание на наличие эргономичных и надёжных мест для посадки и взлёта. В зоне полетов не допустимы высокие деревья, прочие препятствия и овраги.

Метеоусловия: Ветер встречный, ровный до семи метров/с, боковая составляющая не более 1 м/с., турбулентность не сильный, тепловая активность отсутствует либо не развита.

Разведка боем. Слетаем-ка на разведку. Где то в первых рядах ветер видится со отечественным склоном и отклоняясь образует восходящий поток.

Взлет! В спокойной атмосфере параплан понижался бы со скоростью 1.5 м/с (относительно воздуха!). Но мы у склона, и невидимая сила восходящего потока подхватывает аппарат, сокращает понижение а также поднимает над склоном.

Душа поет, хочется лететь вверх, к тучам! К сожалению, все хорошее в нашем мире имеет вредную привычку заканчиваться. Заканчивается и территория отечественного восходящего потока.

Параплан переходит на «дежурные» — 1.5 м/с и скоро теряет всю высоту склона.

А внизу вас ожидает посадка и, так надоевшая, прогулка на вершину бугра…

Пробуем парить.

Не хочется летать вниз? Тогда попытайтесь задержаться в зоне потока,что только что разведали. При парении у склона вы используете динамический восходящий поток Ширина его не громадна, но долга равна длине трудящегося участка склона.

Дабы оставаться в потоке, нужно летать на протяжении склона, выписывая характерную «восьмерку».

Летать по «восьмерке» мы пробовали в начальном курсе, а сейчас ваше мастерство должно окрепнуть на практике парения.

Парение в динамическом восходящем потоке

Присядьте на травку и представьте будущий полет. По окончании взлета вы должны выполнить поворот, дабы лететь на протяжении склона в восходящем потоке. Перемещение на протяжении склона длится до тех пор, пока не закончится восходящий поток.

Затем нужно развернуться и лететь на протяжении склона в обратную сторону до тех пор, пока не приблизитесь к противоположному финишу потока.

Новый разворот — и вы завершите первую парящую восьмерку. А какое количество их будет зависит от силы восходящего потока, настроения инструктора и вашего мастерства.

Перед взлетом пристально осмотрите склон и попытайтесь представить себе границы и положение восходящего потока. Посоветуйтесь с более умелыми пилотами. Они посоветуют размещение оптимальной территории парения, окажут помощь наметить точки разворота.

Взлет! Летите вперед, и в то время, когда окажетесь на высоте 10…15 метров начинайте поворот для полета на протяжении склона. Помните про относительность перемещения.

Скорость относительно земли складывается из скорости полета параплана (относительно воздуха) и скорости ветра. При сильном ветре достаточно только мало развернуть — и вы уже летите на протяжении склона.

С опаской! Ни при каких обстоятельствах не поворачивайте на склон!!!

При полете на протяжении склона пристально смотрите за его положением. В случае если склон начинает приближаться — отверните от него. В случае если склон удаляется — разверните к нему.

Не следует «жаться к склону» — возможно врезаться, но не нужно и через чур удаляться от склона — вывалитесь из потока. Ваша задача: сохранять надёжную высоту над рельефом (10…15 м), выдерживая скорость полёта и нужное направление.

При исполнении разворотов на границе потока, поворачивайте лишь от склона! Если вы на большом растоянии удалились от склона, то имеете возможность приблизиться к нему применяя снос ветром.

С опаской! Ни при каких обстоятельствах не поворачивайте на склон!!!

Скорость полета при парении зависит от силы восходящего потока. При сильном потоке лучше летать на самая безопасной скорости полета. (10…20 % от максимально допустимого хода клевант). Кроме безопасности эта скорость снабжает комфорт при пилотировании.

Дабы добиться меньшего понижения возможно летать медленнее, но помните про такую напасть как срыв потока.

Надеюсь, что вам удастся выпарить с первого раза. Но, в большинстве случаев, новички совершенствуются неспешно. Так что не переживайте, в случае если по окончании нескольких восьмерок окажетесь внизу.

Летайте, учитывайте изюминке потоков, учитесь «бороться за высоту», и вы в обязательном порядке испытаете непередаваемый восхищение парения.

Вероятные неточности:

— Пилот на большом растоянии удаляется от склона и выпадает из территории парения.

направляться раньше затевать поворот, а при перемещении на протяжении склона возможно бережно «вытягивать» к склону.

— Пилот летает через чур скоро и из-за громадной скорости понижения неимеетвозможности парить.

Летайте на оптимальной скорости.

— Пилот летает через чур медлительно и рискует сорвать параплан.

Летайте на оптимальной скорости.

Хорошие рекомендации:

1. Пристально смотрите за положением склона. Он имеет вредную привычку неожиданно приближаться и кидаться на пилота.

2. Разворачивайтесь на подъемах, тогда в повороте вы станете находиться в зоне подъема и набирать высоту.

3. Остерегайтесь оврагов и вершины и краёв хребта. В этих местах поток воздуха разгоняется и вас может сдуть за гребень.

4. В полете постоянно следите за силой ветра. В случае если ветер улучшается и параплан перестает лететь вперед — срочно «пробивайтесь» вперед, выходите из территории восходящего потока и приземляйтесь внизу.

5. По окончании успешного парения вам точно захочется приземлиться на вершину либо склон. Не рекомендую. Не так долго осталось ждать вы определите как выполняются эти сверхсложные маневры, а до тех пор пока приземляйтесь лучше на привычную площадку у подножия.

Правдивая история: Как-то весной на Юце усилился ветер. Явление не редкое, если не считать того, что усилился он вечером. Все парапланы приземлились, а я воспользовался необыкновенной скоростью нового прототипа и остался налюбоваться на пламенеющий закат.

В воздухе было нормально и с «огурца» запустили дельтаплан. Мы мало полетали совместно, пока новое усиление ветра не вынудило меня уйти подальше от вершины. Дельтаплан же жалсяк вершине, и, в следствии, был позорно сдут.

На земле он виновато оправдывался: «Наблюдаю, «порнуха» парит.

Ну и поразмыслил что ветер не сильный.» Это был возможно первый случай, в то время, когда дельтаплан сдуло раньше параплана…

Опасности:

1. Турбулентность. Она появляется при обтекании воздухом препятствий и обожает поджидать парапланеристов за резкими перегибами склона, в зоне оврагов, за постройками, деревьями, кустами и т. д. Турбулентность улучшается пропорционально квадрату скорости, а сильный и «косой» ветер может создавать весьма страшные вихревые шнуры (роторы). При попадании в турбулентность параплан трясет, раскачивает и может сложить.

Лучший метод избежать этого — не залетайте в территории, где ожидается турбулентность. А дабы определить, где она скрывается, необходимо познакомиться с изюминками аэрологии склона, ограничениями по силе и направлению ветра.

2. Подветренный ротор. Образуется за склоном. Славится сильнейшей турбулентностью.

Замечательный ротор способен сокрушить кроме того самый надежный учебный параплан, исходя из этого стоит очень уважительно относится к этому явлению природы.

3. Столкновение со склоном. Оно может случиться, в случае если пилот разворачивает параплан «в склон» либо летает через чур близко к склону. Турбулентность так же может оказать помощь данной неприятной встрече.

Столкновение со склоном весьма страшно, поскольку происходит на высокой скорости.

Крутые скалистые склоны особенно страшны, поскольку по окончании столкновения может последовать падение, а спасательные работы на таких склонах требуют умелых специального снаряжения и людей.

4. Сдувание ветром. Ветер «обожает» усиливаться над хребтами, краями и вершинами хребтов, конечно в оврагах и ущельях. Лучше не залетайте в том направлении.

Вы и чихнуть не успеете, как коварное усиление потащит параплан хвостом вперед.

В случае если вас сдувает, а позади ровная площадка, то держитесь против ветра и приземлится на нее. В то время, когда площадки нет, возможно постараться «соскользнуть» в сторону понижения склона и уйти от ротора. В случае если склон большой и долгий, вы неизбежно попадаете в ротор, то лучший выход собрать как возможно больше высоты над вершиной, развернуться по ветру и лететь подальше от ротора.

готовьсяк болтанке, складываниям и ищите площадку пригодную для экстренной посадки.

Правдивые истории: Не знаю, к счастью либо сожалению, но вся обрисованная выше «экзотика» была испытана на практике: На первом же выезде в Крым, меня «ласково» потрепала турбулентность от кустов, «мягко» встретила каменистая осыпь и «ненавязчиво» засосала коварная балка. Оставшийся «на сладкое» подветренный ротор — поджидал в Турции. В том месте меня сдуло за вершину и трепало так, что параплан успел вдоволь наскладываться, а я пожалел об отсутствии памперсов.

Вывод из данной байки — думайте и учитесь лучше на чужих неточностях. Весьма жалко, в то время, когда ученики утром слушают рекомендации, а вечером обсуждают, кого и как складывало в подветренном роторе…

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Посадка на вершину.

Цель: Вы должны обучиться безопасно приземляться на вершину.

Место полетов: Подойдет бугор либо хребет пригодный для парения, с большой площадкой на вершине. Из-за повышенной турбулентности категорически не подходят склоны и обрывы с острым, резким перегибом.

Метеоусловия: Ветер встречный, ровный до семи метров/с., боковая составляющая не более 1 м/с., турбулентность не сильный, тепловая активность отсутствует либо не развита.

Я думаю не следует растолковывать для чего пилоты приземляются на вершину. Это комфортно, а при соблюдении всех требований, в полной мере безопасно. Так что, в случае если вам надоело карабкаться на склон, осваивайте посадку на вершину.

Для посадки на вершину нужен некий запас высоты над вершиной. Применяя эту высоту, пилот легко доворачивает на склон и медлено приближается к вершине. За перегибом территория восходящего потока заканчивается, пилот разворачивается против ветра, теряет высоту и приземляется.

От вас потребуется точный расчет чёткое пилотирование и глиссады захода. Оцените личные возможности, спросите совет у инструктора, и в случае если все в порядке, то взлетаем!

Перед заходом на посадку присмотрите место, куда бы желали приземлиться. Какое уровень качества площадки, ровная ли она, не притаилась ли турбулентность? Не нужно приземляться через чур далеко за перегибом, поскольку в этом случае вы рискуете попасть в зону турбулентности.

Собрав высоту для захода, делайте поворот к склону. В случае если ветер «косит», то заход строят против боковой составляющей ветра. Скорость приближения к вершине должна быть небольшой, а при утраты высоты либо резкого приближения склона направляться срочно отвернуть от склона.

Если вы неверно вычислили высоту захода и подлетаете к вершине через чур низко, отворачивайте от склона, набирайте высоту и повторите попытку.

Появлявшись над вершиной, смотрите за высотой и делайте разворот против ветра. Не успев развернуться, вы имеете возможность приземлиться на высокой скорости со скольжением, а это страшно. Ранний же разворот угрожает только тем, что вы окажетесь через чур высоко над выбранным местом посадки.

Это не страшно, возможно сделать пара легких поворотов либо уменьшить скорость полета (в допустимых пределах!) и «подвиснуть» за счет сноса ветром. При, в то время, когда приземлиться до перегиба не удается, не расстраивайтесь и нормально уходите на повторный заход.

По окончании посадки на вершину попытайтесь поскорее погасить купол, помните о том, что по окончании касания вас еще может подбросить в атмосферу шальным потоком.

Хорошие рекомендации:

1. Не рискуйте, лучше лишний раз приземлиться внизу, чем…

2. Неизменно подстраховывайтесь некоторым запасом высоты. Турбулентность не спит…

3. Не приземляйтесь на вершину в сильный ветер. Это весьма сложно и может сдуть в ротор.

4. Приземляясь на вершину, учитывайте, что ветер на вершине посильнее, чем внизу и может «радостно» покатать вас.

Правдивая история: Одна миниатюрная женщина на громадном параплане приземлялась на вершину горы Клементьева. По окончании посадки коварный купол потащил хрупкое создание на железный забор, ограждающий аэропорт ЦАГИ. Как не сопротивлялась отважная пилотесса, параплан был посильнее. В итоге его перебросило через забор, а женщина, оставшаяся за забором, в отчаянии прокричала: «Находись зараза, дальше лишь с забором»

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Посадка на склон.

Цель: Вы должны обучиться безопасно приземляться на склон.

Место полетов: Нужен хватает пологий склон с ровным травянистым покрытием.

Метеоусловия: Ветер встречный, ровный до семи метров/с., боковая составляющая не более 1 м/с., турбулентность не сильный, тепловая активность отсутствует либо не развита.

Правдивая история: Чемпионат России 97 г, Юца. Стоит солнечная, безветренная и жаркая погода. Пилоты в полном «боевом» снаряжении парятся не вершине и иногда взлетают, в тщетной попытке отыскать поток.

Почувствовав приближение потока стартую и обнаруживаю, что совершил ошибку. Теряю драгоценную высоту (позже вверх пешком!), пробую безотлагательно приземлиться на склон.

Первый заход — я прошляпил, на втором помешали камни, а с третьего приземлился. Сейчас до вершины 80 метров, а встать необходимо как возможно стремительнее, пока соперники не улетели.

Карабкаюсь по склону. Пот заливает глаза. Ветерка бы. И как в ответ моим мыслям дунул ветерок. Поток!

Над головой замелькали купола, стали в спираль и помчались в белесое небо. А я остался в 20 метрах от вершины…

Владение техникой посадки на склон оказывает помощь экономить силы на полетах и может весьма понадобится в том месте, где количество мест пригодных для посадки очень ограничено. Сходу предотвращу, что посадка на склон — самый тяжёлый вид посадки. Она происходит на повышенной скорости (боковой ветер) на наклонную поверхность.

Оцените личные силы, послушайте рекомендации умелых пилотов и, в случае если решились, — взлетайте!

Самое тяжёлое при посадке на склон — верно вычислить глиссаду подхода к склону. Нужно медлено приблизиться к склону и перед моментом касания погасить скорость клевантами с одновременным легким доворотом от склона против ветра. Если вы правильно выбрали скорость сближения со склоном, то при торможении с поворотом сближение практически заканчивается.

Параплан неспешно сокращает скорость полета, и вы медлено касаетесь склона.

Сначала лучше подстраховаться и приближаться к склону помедленнее. В этом случае при торможении склон начинает удаляться, и заход приходится повторять. Проделав эту процедуру пара раз, вы сможете подобрать оптимальную скорость сближения.

Основное не торопиться и не врезаться в склон.

Хорошие рекомендации:

1. Пристально осмотрите предполагаемое место посадки. Не следует приземляться на «корявый» склон, а тем более скалы.

2. Для посадки выбирайте более пологие участки склона.

3. При торможении не доводите параплан до срыва, имеете возможность упасть на склон.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Посадка боинг 737-800 в Адлере. Сильный ветер


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: