Формирование пространственных представлений учащихся

Работа с картой на уроке истории

1. Формирование пространственных представлений обучающихся. 5

2. Роль знаний исторической географии. 9

3. Использование учебных карт, картосхем, контурных карт. 14

4. Картографические игры как способ закрепления картографических знаний обучающихся 19

Заключение. 22

Перечень литературы.. 23

Введение

Исторические карты создаются на географической базе и являются уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий либо периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного размещения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, связи и сочетания исторических явлений и событий, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III—I тысячелетиях до нэ. Особые учебные карты показались в Российской Федерации в конце XVIII в. На них продемонстрированы те события, явления и процессы, изучение которых нужно в учебных целях.

Исторические карты отличаются от географических.Формирование пространственных представлений учащихся Привычные обучающимся цвета географических карт приобретают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, и скотоводства и древнейшие районы земледелия.

Вторая особенность исторических карт — раскрытие процессов и динамики событий. На географической карте все статично, а на исторической легко заметить изменение и возникновение государств их территорий либо пути перемещения армий, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; армейские удары — стрелки с более широким основанием и коротким древком; места сражений — скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших — точки.

Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты стран); по содержанию (обобщающие и тематические); по собственному масштабу (широкомасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все явления и основные события, предусмотренные разделами школьной госстандарта и программы. В заглавии указаны время и место событий, к примеру: «Рост Римского страны в III в. до н.э. — II в. н.э.», «Старая Русь в IX-XII вв.».

Обобщающие карты конкретизируют и более детально раскрывают карты тематические. Последние так названы вследствие того что на них отражены явления и события учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события либо стороны исторического процесса.

Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме.

На них более детально, ярко и красочно представлены фрагменты наиболее значимых явлений и событий обобщающих карт. К тематическим относятся карты «Русские княжества в XII в.», «Отечественная война 1812 г.». В большинстве случаев, тематические карты употребляются на фоне и в сочетании с неспециализированными, дополняя друг друга.

Разглядим методику работы с картой на уроках истории.

Формирование пространственных представлений обучающихся.

Первичные умения по работе с картами ученики приобретают на уроках исторической пропедевтики и природоведения в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в масштабе и условном виде. Обучающиеся знают об условных символах рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным символам по мере необходимости.

Они смогут продемонстрировать поселения, выяснить границу страны.

У них складываются представления о различии географических и исторических карт (динамика и статика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, запад, восток). В главной школе эти знания требуют собственного развития и дальнейшего углубления.

На первых уроках в главной школе выявляются навыки и картографические умения обучающихся, и, в первую очередь, могут ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Преподаватель показывает условный символ на карте и требует выяснить по легенде его значение. Либо же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты.

На протяжении обучения чтению исторической карты в один момент привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Исходя из этого умение пользоваться исторической картой есть не самоцелью, а средством для более явлений истории и осознанного восприятия событий. Этому содействует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, и поблизости в коридоре.

Обращение к картам во внеурочное время оказывает помощь ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ преподавателя либо описание исторических событий постоянно сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты на протяжении беседы узнается: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Преподаватель показывает географические ориентиры, наиболее значимые объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную изюминку границ данного периода; знакомит с исторической географией, именуя прошлые и современные заглавия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к второй принципиально важно обеспечить преемственность. В случае если на картах отмечены различные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому оказывает помощь обобщающая карта, охватывающая оба этих региона.

После этого выявляются временные отношения между картами — разновременность либо синхронность событий истории, отраженных на картах.

Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное использование синхронных карт по отечественной и общей истории, к примеру: «Вторая мировая война 1939—1945 гг.» и «Великая Отечественная война СССР 1941—1945 гг.». Одновременная работа с несколькими картами оказывает помощь ученикам обнаружить необходимые историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее охвата и масштаба территории.

Дабы создать представление о местоположении и пространстве изучаемой страны на карте земного шара, используют одновременно историческую и географическую (физическую) карты либо неспециализированную и тематическую. На них помещен одинаковый объект, но он изображен в различных масштабах. Обучение может идти от единичного к неспециализированному либо от общего к единичному.

В первом случае преподаватель демонстрирует историческую карту (единичное), позже по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек обучающиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшинство земной поверхности. Ее очертания мелом преподаватель причиняет на физическую карту, и ученики еще раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты.

Во втором случае преподаватель демонстрирует, к примеру, карту «Древние страны мира» (общее). После этого посредством мела выделяет на ней расположение Древнего Египта в виде треугольника (единичное). Данный район земного шара возможно расширить.

Преподаватель показывает аппликацию Египта и помещает ее на карту «Древний Восток. Передняя и Египет Азия».

Для закрепления взятых знаний нужно совершить игру «Кто стремительнее соберет карту» (по принципу сбора картины из детских кубиков). Ученик приобретает карту Древнего Египта, разрезанную на части в виде квадратов. Как показывает опыт, ему потребуется около четырех мин., дабы собрать такую карту.

После этого дается задание выяснить, как возможно попасть из родного города в современный Египет (прием путешествия).

На уроке «занятия и Природа обитателей Древнего Египта» историческая карта, содержание книжки оказывают помощь ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, распознать условия благоприятные и негативные для земледелия[1].

Условия для земледелия Работа по преодолению негативных условий
благоприятные негативные
Разливы Нила Мало выпало осадков Строительство каналов, плотин
заросли и Плодородные почвы Болота на низких местах Выкорчевывание кустарника
Большое количество солнца и тепла Разливы не доходили до высоких полей Подъем воды на поля шадуфами

Формированию пространственных представлений обучающихся содействует одновременное использование учебной картины и карты. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о настоящей местности и пространстве. Так, говоря о завоеваниях монголов, преподаватель сочетает показ по карте с демонстрацией картины и описанием местности «Сухие степи».

Либо же, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наровне с картой «Русские княжества в XII — начале XIII в.» он завлекает картину «Днепровские пороги».

Дабы приучить учеников главной школы запоминать географические ориентиры наиболее значимых фактов, преподаватель дает задания показывать главные исторические события на физической карте (к примеру, продемонстрировать на физической карте Европы, какие конкретно почвы были присоединены к Российской Федерации в следствии русско-турецких войн 1877—1878 гг.). Ученикам направляться поведать о приеме запоминания карты опытными армейскими. (Они в мыслях разбивают карту на квадраты и разбирают один квадрат за вторым, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому. Особенно шепетильно они изучают места стыка квадратов).

В старших классах осознать соотношение неизменного и поддающегося трансформации разрешает сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в разных исторических условиях. Обучающиеся убеждаются, что существуют приёмы и различные способы картографического изображения исторических событий. Карта отражает в полной мере определенные взоры на историю конкретных групп людей либо кроме того целых народов тех либо иных стран.

Дабы легче обнаружить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры больших земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Вправду, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва; Пиренейский — профиль головы в капюшоне; Сицилия — треугольник; Черное море — боб; Каспийское — фигуру животного, держащего кость во рту.

направляться выделить, что наименование полуостровов не сходится с заглавиями расположенных на них государств. К примеру, на Балканах размешались узнаваемые ученикам Старая Греция, Македония, Фракия.

ДЦП, развитие пространственных представлений


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: