Шумеро-аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология

Мэ- загадочные и могущественные божественные силы, руководят ходом развития мира

Тиамат- сперва существовали пресноводный океан Апсу и солёный океан Тиамат. Тиамат смешала собственные воды с Абзу, дав начало миру. Изображалась четвероногим чудовищем с крыльями, появившиеся всевышние вступили с ней в борьбу, а убивший ее Мардук (основной всевышний Вавилона) из её тела создал небо и почву

Ану– всевышний неба

Энки(Эйа) — один из трех великих всевышних (наровне с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений. Сотворил людей из глины, дабы избавить всевышних от работы по прокапыванию русел рек и гор. Изображался окружённым источниками вод, с светильником и рыбьим хвостом

Ки – богиня почвы, оказывает помощь Энки создавать людей, дабы те трудились, пока всевышние празднуют победу над Тиамат. Создали людей из слюны и глины (либо крови) Кингу, злобного слуги Тиамат (так, по всей видимости, разъяснялись хорошие и отрицательные стороны в человеке), стали пировать, и некоторых людей сотворили, уже захмелев. Так показались люди-уроды (бесплодные дамы, бесполые существа)

Шумеро-аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология

Энлиль — земледелия и божество скотоводства, отделил небо от почвы, создал сельскохозяйственные орудия, приобщил к культуре людей. Но имеет и черты трикстера — один из инициаторов Глобального потопа с целью уничтожения части человечества

Син– всевышний луны, основнее всевышнего солнца Шамаша

Инанна (Иштар, Астарта) — владычица неба, богиня плодородия, распрей и плотской любви. Один из мифов говорит, как И. спускается в подземный мир. В «стране без возврата» Инанна предстает перед Эрешкигаль, от ее взора преобразовывается в труп.

Эрешкигаль вешает ее на крючок. При условии, в случае если приведет кого-нибудь вместо себя, Инанна может возвратиться на землю. В отыскивании замены себе на земле она умерщвляет взором собственного возлюбленного Думузи, его сестра Гештиана согласна пойти в мир мертвых вместо него, Инанна изрекает: «Полгода – она, полгода – он».

В Вавилоне Иштар — покровительница девушек легкого поведения, гетер и гомосексуалистов. Влюблена в Гильгамеша, он ее отвергает ее из-за ее непостоянства

Ашшур- всевышний войны, основное божество ассирийцев

Адапа- первый человек (прототип Адама), на протяжении ловли рыбы был застигнут бурей, которая перевернула его лодку, и проклял богиню ветра Нинлиль. Разгневанный Ану призвал его к себе, Энки дал совет отказываться от питья и еды, дабы не его не отравили. Но Ану прощает Адапу и предлагает ему хлеб и воду вечной судьбе. Из-за отказа Адапа прогнан на землю, лишившись шанса вечной судьбе

Зиусудра (Атрахасис, Утнапиштим) – единственный человек, выживший по окончании Глобального потопа, послушался Энки, явившегося ему во сне и создал лодку, в которой спасся с семьей (уместны аналогии с Ноевым ковчегом)

Гильгамеш — «Э?пос о Гильгаме?ше», либо поэма «О всё видавшем — одно из старейших литературных произведений в мире, созданное в 22 веке до н. э. в Старом Шумере. Гильгамеш родит по миру в отыскивании бессмертия, но позже смиряется с участью смертного. В отличие от египтян шумеры думали, что люди умирают совсем

Древние языки Месопотамии

теория происхождения языка (теория глоттогенеза)- выделяются теория звукоподражаний (зарождение языка через звукосимволы), теория трудовых выкриков (упрощенное познание языка легко как сопровождения трудовых процессов), теория междометий (животные крики превратились в междометия, сопровождающие чувства, критикуется за видение в языке лишь функции выражения чувств), теория социального соглашения (язык – продукт социального контракта), теория божественного происхождения

предметное письмо– первый вариант письменности, передача информации посредством предметов (легенда, пересказанная греческим историком Геродотом – персидский царь Дарий I взял послание от кочевников скифов: птицу, мышь, стрелы и лягушку. Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему почву, небо и воду, потому что мышь свидетельствует почву, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Но один из мудрецов истолковал послание скифов совсем в противном случае: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, либо, как мыши не зароетесь в почву, либо, как лягушки, не поскачете в болото, то не возвратитесь назад, пораженные этими стрелами». Как выяснилось, мудрец был прав)

вампум– подвид предметного письма у индейцев, складывается из бус, нанизанных на шнуры

кипу — подвид предметного письма у инков, является узелки и сложные сплетения, цвет нитей и вид завязывания информативны. Может складываться из 2000 нитей

пиктографическое письмо — вид письменности (9000 тысяч лет назад), символы которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо употреблялось на заре письменности различными культурами: месопотамской, египетской, китайской и др. Пиктографическое письмо воспроизводит кое-какие единицы смысла — несложные интернациональные понятия, настоящие предметы, явления, действия, значение которых передается посредством картинок.

Смогут быть понятны людям, говорящим на различных языках. В отличие от алфавитной совокупности письма, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и др. правил естественного языка

иероглифическое письмо –вместо пиктограмм употребляются иероглифические символы, каковые не обязательно похожи на изображаемый ими объект

фонетическое письмо – письмо, передающее не значение слова, а его звучание

слоговое письмо – символы передают слоги, что имеется продвижение к фонетическому письму, сближение устной и письменной речи. Принцип слогового письма сохранился в японском языке

алфавитное письмо – маленькое количество знаков, каковые легко выучить, передается звучание слова. Первый алфавит – финикийский (1300 год до н.э.), в греческом алфавите были добавлены символы для гласных. На базе греческого алфавита появляется латиница (распространился с 400 года до н.э. благодаря походам Александра Македонского) и кириллица

консонантно-вокалическое письмо – совокупность письма, в которой передаются на письме и согласные и гласные. Сперва появляется консонантное письмо, в 800 до н.э. в первый раз введены гласные в греческом алфавите

шумерский язык – первая письменная цивилизация (4-3 тысячелетие до н.э.), ок. 2000 года до н.э. вытеснен аккадским языком, но оставался языком богослужения, официальных документов. Первый монумент письменности – табличка из Киша, записи, возможно, хозяйственного характера. Для знаков характерна полисемия – многозначность, синтетичность, записывание по принципу ребусов, слово составлялось из знаков, похожих на звучащее слово

клинопись – изобретена шумерами, писали на глиняных табличках, исходя из этого мало сохранилось монументов письменности

логограмма – символ клинописи, передающий значение корня слова

детерминатив– дополнительный символ, передающий данные о грамматической форме слова (в египетском языке символ «сидящая дама» показывает на то, что слово женского рода)

фонетические комплементы– символы, каковые «подсказывают» в каком значении слово употреблено в данном контексте

эмегир– основной вариант шумерского языка

эмесаль– женский вариант шумерского языка, отличается от эмегиря фонетически (вместо «е» в женском варианте «и»), язык смертных и богинь дам

табличка из Киша – первый монумент письменности (3500 год до н.э.)

аккадский язык=ассиро-вавилонский язык –первые сведения относятся к3000 тыс. до н.э., старейший из семитских языков. Письменность заимствовали у шумеров, внесли фонетические комплементы, слова начинаются лишь с согласных, нет сложных слов, одно слово имело возможность иметь до 40 значений, существительные лишь мужского и женского рода

Эн-хеду-Ана– первая поэтесса в мире, разумеется, дочь Саргона Аккадского, первый поэт в мире, писавший не анонимно, создатель поэмы «Гимны к Инанне»

лингва франка– язык, употребляющийся многими национальностями как язык общения (шумерский, древнегреческий, в современности – британский)

Цивилизация Древнего Египта. Мифология Древнего Египта

Древний Египет – одна из старейших письменных цивилизаций, юг-восток Африки, Нил, известна с 4 тыс. до н.э., история Древнего Египта насчитывает 40 столетий. Самый узнаваемый период – Династический, в него входит эра строительства пирамид. В седьмом веке н.э.

Египет завоеван арабами, в современном Египте говорят на египетском диалекте арабского языка.

Изобрели пирамидальную архитектурную форму, развили математику, косметологию, придумали уникальную совокупность письма, сочетающую принцип рисуночного и фонетического письма. Египтяне были озабочены судьбой души человека по окончании смерти (суд Осириса), бальзамировали тело, дабы душе было куда возвратиться. Фараон Эхнатон ввел солнцепоклонический переворот – единый всевышний Атон изображался в форме солнечного диска, другими словами не похоже на человека (неантропоморфно). Эта мысль сродни современным религиозным представлениям

Джосер – фараон — «хозяин первой пирамиды», высота которой образовывает 126 м

Имхотеп – архитектор первой пирамиды, доктор, первый узнаваемый в мире ученый

пирамиды Снофру – при нем были созданы две пирамиды: Розовая и Ломаная пирамида

пирамида Хеопса (Хуфу) – единственное из сохранившихся Семи чудес света, 146 м. в высоту, самое высокое сооружение в течении 3500 лет. Архитектор — Хемиун, племянник Хеопса, рядом с пирамидой расположена солнечная ладья Хеопса, на которой он по окончании смерти путешествует по небу, существует легенда о проклятии пирамид (исследователи погибли таинственной смертью)

высоты и – пирамида пирамиды образовывает 143 м., перед ней находится Великий Сфинкс, имеющий сходство с самим Хафрой

Сенусерт III, Тутмос III и Рамзес II – самые известные фараоны – завоеватели, «Наполеоны Старого мира», создатели мировых держав

Нитокрис – дама – фараон, пришла к власти по окончании смерти брата, отомстила убийцам брата, затопив собственный дом, куда сама же пригасила их к себе домой

Хатшепсут – дама – фараон, мачеха Тутмоса III, не давала ему править, по окончании ее смерти приказал вытравить везде ее имя. При ней выстроен узнаваемый храм Джесер-Джесеру

Эхнатон – фараон, совершил не переворот, супруг Нефертити. Разумеется, во времена его правления жил пророк Моисей

Тутмос Младший — скульптор, создатель бюста Нефертити

Тутанхамон– фараон, узнаваемый лишь собственной гробницей, сын Эхнатона, по окончании его смерти вернул ветхую политеистическую совокупность

пещерные храмы в Абу-Симбеле – храм, выстроенный в горе, на входе фигуры РамзесаII, высота которых образовывает 20 м

эллинистический Египет – Египет, находящийся под влиянием греко-македонской культуры по окончании завоевания Александром Македонским. После этого Египет завоевывается Римом и делается Римской провинцией, потом завоевывается арабами

Клеопатра VII Филопатор– возлюбленная римских полководцев Цезаря и Марка Антония. Организовала клуб самоубийц, на людях пробовала яды, сама была вынуждена принять яд, дабы избежать позорного провоза в клетке по Риму по приказу первого римского императора Октавиана Августа

Луксорский храм, Карнакский храм — древние храмы в Египте, соединяются аллеей сфинксов, длиной в 3 км

II. Эннеада — Старейшая узнаваемая в Египте теогоническая и космогоническая совокупность, «первые цари Египта»

Атум(Амон, Ра, Птах) — всевышний-творец мира (демиург), знак вечернеего, заходящего солнца. Сам себя оплодотворив, Атум родил, выплюнув изо рта, всевышних-близнецов воздушное пространство — Шу и влагу — Тефнут, от которых случились почва — Геб и небо — Нут, «божественная корова» (египтяне думали, что Нут пожирает вечером собственных детей – небесные светила, а наутро снова их рождает). От Геба и Нут рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида

Хепри -солнечный всевышний, изображавшийся в виде жука-скарабея. Так как скарабеи откладывают яйца в трупы животных и в навоз, древние египтяне верили, что скарабеи появляются из мёртвой плоти, исходя из этого Хепри олицетворял перерождение, воскрешение и новую жизнь из мёртвых

Осирис- всевышний восстановления, царь загробного мира, научил людей земледелию. Убит своим братом Сетом, но его супруга Исида, так горько оплакивала его труп, что Ра, сжалившись, отправляет Анубиса, что собрал рассыпавшиеся части Осириса, забальзамировал тело. Превратившись в самку коршуна Исида распластала крылья над мумией, сказала чудесные слова и забеременела.

Так был зачат Гор.

80 лет бились Сет и Гор. Осирис оживает, проглотив возвращенное око Гора, но не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых

Исида- одна из величайших богинь древности, материнства и египетский идеал женственности. Исида довольно часто предстает коленопреклоненной, в белой повязке, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. рельефы и Многочисленные статуи изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего вид фараона. Ее изображения с младенцем Гором на руках считаются прототипом образа божией матери в христианстве

Нефтида — богиня смерти, «Тёмная Исида», но и богиня врачевания, «владычица всего неявленного и нематериального», тогда как Исида властвует над всем явленным и материальным»

Маат -персонификация истины, справедливости, вселенской гармонии, божественное установление и этической нормы, супруга всевышнего мудрости Тота. Изображается в большинстве случаев со страусиным пером на голове

Маат есть одной из наиболее значимых действующих лиц Психостасии либо загробного суда Осириса, на протяжении которого страусиное перо есть противовесом сердца погибшего на великих весах, установленных перед престолом Осириса. В случае если сердце человека грешно, то оно перевешивает перо. В этом случае сердце съедало чудовище Амт, приходила без промедлений окончательная смерть.

Сердце праведного человека выяснялось легче пера Маат, душа и человек допускалась в Эдем, на поля Иалу.

42 негативных признания на суде Осириса, каковые произносил подсудимый:

# Я не совершал греха

# Я не совершал грабеж с применением насилия

# Я не крал

# Я не убивал женщин и мужчин

# Я не воровал зерно

# Я не похищал приношения

# Я не крал имущество всевышнего

# Я не произносил лжи и т.д. Затем египтяне произносили волшебную формулу «Я чист, я чист, я чист»

Тот- всевышний времени, магии, мудрости, знаний, подарил людям знания и письменность, писец всевышнего Ра (находился на суде мёртвых Осириса). Священные животные — птица обезьяна и ибис (павиан). Значительно чаще изображался в образе человека с тросточкой и головой ибиса для письма в руке

Хнум- всевышний-творец, слепил человека из глины на гончарном диске, хранитель Нила; Изображался как человек с головой барана со спирально закрученными рогами

Анубис- божество с головой шакала, тёмной собаки и телом человека, проводник погибших в загробный мир

Баст — богиня эйфории, любви и веселья, женской красоты, домашнего очага и плодородия. Кое-какие периоды рассматривалась как общенациональное египетское божество. Хозяева кроме того сбривали брови в память об погибшей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу масса людей насмерть забрасывала камнями

Египтяне верили, что человек складывался из нескольких частей: Саху- духовное тело,Ху -дух,Ба- душа,Ка -жизненная сила либо двойник, Сехем- сила,Аб- сердце, Хайбит -тень, Рен- имя,Хат- физическое тело. По окончании смерти физического тела Хат, единство частей нарушалось. Чтобы воскреснуть в загробном царстве, нужно было собрать все составляющие.

Ка жила в гробнице, в мумии, статуэтках, в изображении хозяина, изображалась как поднятые к небу рук с развернутыми ладонями.

Но Ка имел только фараон и приближённые к нему особы. Ба же была у каждого живущего (знак — птица с людской головой). Как раз душе предстояло отправиться в царство мертвых. Первым этапом являлся подземный мир, где жили демоны-разрушители. На втором этапе душа должна была столкнуться с демонами тьмы, каковые являлись в виде собственной тени, символизирующей все чёрные стороны человека.

После этого душа обретала имя Рен, отыскав в памяти, кто она.

Затем приходило осознание всего, что имеется, было и будет. Потом душа обнаружила собственный сердце Аб (церемония отверзания сердца). Третьим этапом опробования являлось путешествие по загробной реке вместе с всевышним солнца Ра.

Оно продолжалось двенадцать часов.

В первые три часа все шло нормально, барка плыла по водам реки на протяжении берегов, на которых другие души весело приветствовали солнечного всевышнего. После этого течение реки вместе с баркой устремлялось по крутому спуску вниз в сердце подземного мира. Неспешно вода иссякала и барка начинала скользить по песку.

На шестом часу путешествия душа достигала глубин реки и попадала в гробницу Осириса.

Тут Ба должна была победить время и пространство, дабы соединиться со своим телом Хат, подобно самому Осирису, воскресшему по легенде.

Затем душа обретает силу, талантливую пройти все препятствия и добраться до Зала Двух Истин Чертога Маат, где и свершится суд Осириса

Египетский язык

египетский язык — один из старейших языков (4 тыс. до н.э. по 5 век). Последняя фаза развития – коптский язык, употребляется как язык богослужения в коптской церкви до сих пор. Закат египетского языка связан с распространением христианства, египетский язык как язык, обслуживающий политеистическое представление о мире, которое с возникновением христианства теряет собственный значение.

Лингвистически прогрессивное явление в египетском языке по сравнению с другими древними языками – сочетание показателей идеографического (рисунок передает значение слова), силлабического(символ передает звучание слога) и фонетического письма (символ передает звучание звука). Священные и монументальные тексты писались иероглифами, бытовые и хозяйственные – иератикой (схематично) и демотикой (упрощенное написание иероглифов).

Символы иероглифического письма делятся на звуковые символы (односогласные, двусогласные и трехсогласные иероглифы) и смысловые символы, другими словами идеограммы (логограммы, изображающие предмет либо явление, и детерминативы). Системно иероглифы изучил позднеегипетский жрец Горапполон, что сказал уже на коптском языке. Горапполон ошибочно видел в иероглифах лишь идеограммы.

Поворотным моментом в понимании правил египетского письма была расшифровка надписей на Розеттском камне, где одинаковый текст (послание египетских жрецов к семейству Птоломеев с выражением признательности) был написан на древнегреческом языке, иероглифами и демотикой. Французский ученый Француа Шампольон(19 век), сопоставив три текста (древнегреческий язык был в то время уже известен), высказал предположение, что одинаковые иероглифы смогут читаться и как идеограммы и (при наличии особенного символа) как буквы. К примеру, знакмог пониматься как понятие «язык, обращение» и как буква «р» (в случае если ниже строки стоял символ-детерминатив – вертикальная палочка).

Количество иероглифов доходило до 6000. Писцов в большинстве случаев учили способом написания целых слов, а не отдельных иероглифов. Сложность расшифровки иероглифического письма заключалась в сочетании правил идеографического и фонетического письма, кое-какие иероглифы имели «игривое» написание, писцы имели возможность их мало видоизменять для большей эстетичности.

Иероглифическое письмо было письмом консонантного типа, огласовка (введение гласных) имеет условный темперамент (кое-какие слова имеют по 30 вариантов чтения в зависимости от лингвистической школы). Упрощение иероглифов считалось недопустимым, они были подарены всевышним мудрости Тотом. Иероглифы в большинстве случаев группировались в прямоугольник, людей и головы птиц направлялись на начало строчка, чаще иероглифы читаются справа налево, В случае если текст писался сверху вниз, то в большинстве случаев он делился на колонки.

Изображение сидящей дамы являлось детерминативом слова женского рода, сидящий мужчина – детерминатив слова мужского рода. самая известная классификация иероглифов – классификация Гардинера, кое-какие группы – его занятия и мужчина, птицы, рыбы и т.д.

Звонкий зубной щелевой согласный


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: